stopugroza@ya.ru
Заказать звонок

Бойни в школах и другие ужасы

«Правоохранительные органы изучают все версии произошедшего, в том числе и о взаимосвязи всех трех происшествий посредством социальных сетей», — сказал источник из полиции по поводу нападений в школах Перми, Челябинской области и Улан-Удэ.

И ведь наверняка найдутся те, кто с готовностью обсудит очередную «теорию заговора» про какие-то силы, наверняка, финансируемые Коварным Западом, которые провоцируют наших детей то бросаться друг на друга с ножами и топорами, то принимать наркотики, то прыгать с многоэтажек «под контролем злодеев из интернета», то смотреть порно, то слушать рэп с матом через слово.

Почему-то именно такие панические волны набирают силу проще всего. Потому что такая версия снимает ответственность с нас, родителей, не так ли? Да и само предыдущее предложение сразу раздражает: не надо мне говорить о том, что я плохая мать или плохой отец. Поговорим о другом, не проблема.

Как это работает:

1. Подростка что-то бесит. А подростка всегда что-то бесит в большей или меньшей степени. Но перед нами, например, крайне агрессивный или крайне отчаявшийся ребенок лет 14-15.

2. Он ищет единомышленников. И вот тут — да, интернет легко находит «от каждого по способностям, каждому по потребностям», теперь можно в течение пяти минут найти компанию под любое настроение, остальное довершит, достроит и усилит, оформит в конкретные идеи и желания стадное мышление и подражательные стремления.

3. Проблема именно в этом. В заразности примера. И нам в 13 хотелось «куртку как у всех, а не это дурацкое пальто». И мы подражали всем тем, на кого нам хотелось быть похожими. И мы решали после какого-то кинофильма «делать точно так же» или «выглядеть как главный герой».

4. И все, вся цепочка замкнулась, можно больше ничего не придумывать: берем пубертатные гормональные бури, умножаем их на подростковое желание протеста, прибавляем компанию интернет-друзей, которые помогут «докрутить до ручки» любую радикальную идею, возведем полученное в степень с помощью наглядного примера и моментального хайпа вокруг каждого громкого случая, и вычтем из полученного понимание и интерес родителей.

Что делать:

1. Быть умнее. Перестать сваливать все проблемы на сферу нерешаемого (интернет-зависимость, пагубное влияние, антинациональный заговор, плохой климат, о времена, о нравы!)

2. Быть друзьями. Настоящими. А настоящие друзья вникают, даже когда им некогда. Интересуются, даже когда им не особо интересно. Поддерживают, даже когда хочется просто настучать по дурной голове собеседника. И вновь: вникают, интересуются и поддерживают.

3. Не множить скорбь. Ну, правда. Нет никаких «Синих китов» уже давным давно. И «жвачки с наркотиками» — это миф. И «специально отравленные игрушки» — бред. И «злобные кураторы» из соцсетей – редкий случай душевнобольных отморозков, а не повальная охота на детей. И не стоит каждый раз, услышав о новом «страшном случае» подзывать своего ребенка и «серьезно беседовать» с ним.

4. Или наоборот, с чем я лично сталкиваюсь очень часто, не надо думать, что ваш ребенок «вне этого», «не такой», «еще ничего не знает». Если он учится в четвертом классе, он знает все.

А если вы думаете, что это не так, то вы не знаете вашего ребенка, и по-другому вряд ли получается на практике. Все дети к концу третьего-началу четвертого класса посмотрели всевозможные порноролики, выучили весь мат, знают, откуда берутся дети и много-много чего еще.

Потому что на переменах они, даже те, которым бдительные родители выдают кнопочные телефоны, собираются в группы у чьего-то девайса помощнее и смотрят, смотрят, смотрят.

И они будут очень благодарны своим родителям, если те начнут разговаривать с ними спокойно, откровенно, прямо и обо всем, ну или хотя бы не станут закатывать глаза и кричать при каждом случайно увиденном «ужасе» на экране смартфона или мониторе компьютера.

5. Давайте что-то изменим, а? Хотя бы то, что можем сами. Между самими собой и своими детьми. Потому что зла, реального и выдуманного, меньше не станет, ни онлайн, ни офлайн.

Тест для мам и пап подростков буквально на полминутки: ПРОЙТИ

Лия Шарова, руководитель школы безопасности «Стоп Угроза».