stopugroza@ya.ru
Заказать звонок

Группы смерти: кто виноват и что делать?

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей. Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей».

Дик Свааб. «Мы это наш мозг»

КТО ВИНОВАТ?

Конечно, и журналистам, и даже родителям проще собрать в одну кучу жуткие скрины из суицидальных групп, подвести под это теорию заговора и нагнать панику, чем постараться конструктивно понять, как на практике решать эту проблему.

Во-первых, мы имеем дело с новым явлением: интернет – соцсети – сообщества по интересам – сообщества, жизненно опасные для участников. Еще 10 лет назад человечество не сталкивалось с такой проблемой. Теперь новая эра несет новые угрозы и требует новых пониманий и новых способов решения.
Депрессивные подростки с суицидальными настроениями были всегда. Но раньше мы, тогдашние пятнадцатилетние, переживавшие несчастную любовь, ад непонимания в семье или экзистенциальный кризис из серии «тлен и безысходность» могли объединиться в своих страданиях разве что с парой-тройкой таких же неуравновешенных подружек или унылых одноклассников.

Мы так же подпитывали друг друга размышлениями о том, как смерть решит все наши глобальные проблемы, мы поддерживали друг в друге ненависть к этим равнодушным и тупым взрослым, мы считали, что жизнь кончена, раз «он меня не любит, потому что я больше никогда и никого не смогу полюбить».
Но у нас не было простой и всегда доступной возможности в любую минуту выйти в сеть и окунуться в любой поток на выбор: тут группа нытья о бессмысленности жизни, тут сообщество преданных, тут – хейтеры родителей, тут собираются потенциальные висельники, а здесь обсуждаем сочетания таблеток, «чтобы не откачали».
Это – прецедент. Пройдет еще несколько лет, и в мире появятся новые законы, преследующие создателей и наказывающие участников таких и других экстремальных сообществ.
Но нам нужно что-то делать сегодня, и лучше понять, что мы, родители, можем сделать, а чего, к сожалению, нет.

Во-вторых, рассуждать о причинах, искать виноватых, сокрушаться и возмущаться, возможно, и увлекательно, но совершенно нецелесообразно. Да, привлекать внимание общественности к этой проблеме нужно. Да, должны создаваться специальные инстанции, выискивающие и блокирующие подобные ресурсы. Да, нужны петиции, расследования и меры, но, опять же, многим мамам и папам решение проблемы, существующей на мониторе или на экране смартфона их ребенка в соседней комнате за закрытой дверью, нужно уже прямо сейчас, в эту минуту.

Есть исходные данные, представляющие угрозу для ребенка подросткового возраста:
— депрессивные настроения;
— влюбленность, виртуальная или реальная;
— невозможность контроля за свободным временем ребенка его родителями;
— конфликты в значимых социальных группах, виртуальных или реальных;
— проблемы в семье.
И в целом эти данные можно отнести к каждому второму подростку, если не к 99 из 100.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Для лучшего понимания ситуации резонно снять розовые очки и допустить:

— что ребенок не рассказывает вам обо всех своих проблемах, настроениях и участии в сообществах;
— что если вы вызовете его «на ковер», или, считая себя гениями доверительных отношений, придете к нему с «разговором по душам» о группе китов, бабочек или «убей себя об стену», то ваш ребенок моментально не распахнет душу и не сводит вас на экскурсию по своей переписке, не покажет вам свою любимую серию картинок с перерезанными венами и подписями «Самоубийство не решит твоих проблем, оно просто избавит тебя от них»;
— что даже если вы трижды вызовете скорую и почти погибнете на его глазах от сердечного приступа, вызванного той болью, которую он причиняет вам своим поведением, он не изменится в лице и даже будет цинично называть ваши мучения «очередным спектаклем»;
— что ваш ребенок – не ангел в мире злобных чудовищ, одни из которых, наверняка по заданию западных врагов, специально создают в России группы, толкающие детей к самоубийству, а другие, глупые ровесники, одноклассники и френды в соцсетях, неуклонно воздействуют на вашего ребенка с целью его уничтожить;
— что ваше желание «срочно бить тревогу» и возглавить родительскую истерику в школе или в соцсети ничем не повлияет на мысли о суициде у вашего ребенка;
— что решение этой проблемы потребует ваших ресурсов: сил, времени, внимания, терпения и умения, как ни странно, учиться, вникать, узнавать, а, если понадобится, и менять ваш образ жизни, возможно даже место работы или место жительства.

Эти группы существовали и пять лет назад и даже раньше. Блестки в виде слез, чокеры, бабочки, киты, которые, кстати, не были изначально символом суицидальных групп, волны из тумблера, иди за Риной, тихий дом и рядом море китов, последний день. Дальше – страшнее: закрытые группы с инициациями и заданиями, 4:20 и избранные. Игры со смертью, чувство власти над другими, провокации, издевательства, ванильные и трешовые секты для разочарованных в жизни, плейлисты, способные самого устойчивого вогнать в жуткую депрессию. Этого много. Это развивается. Это совершенствуется. И бороться с этим можно разве что закатав в асфальт все девайсы мира.

Вы наверняка уже читали в статьях на эту тему различные советы «как определить по поведению ребенка, состоит он в группе с суицидальным содержанием или нет»?
Но я предлагаю вам, родителям подростков, совершенно другой тест с вопросами иной направленности:

1. Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.
2. Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.
3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.
4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
5. Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то с удовольствием делится с вами впечатлениями.
6. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».
7. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.
8. Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка.
9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?»
10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями.

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем, не только с суицидальными группами, но и многих других. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.

В ближайшие дни мы выложим статью, в которой рассмотрим план «на крайний случай»: «Как запретить ребенку выход в интернет».

Лия Шарова, руководитель «Стоп Угрозы».

Тренинги по теме
Похожие статьи
09.07.2021
Отправляем ребенка в лагерь: 15 неочевидных навыков
Отправка ребенка в летний лагерь – большое событие и для детей, и для родителей. Особенно в первый раз. Как сделать отдых ребенка максимально безопасным и...
Читать далее...
09.07.2021
Гайд для родителей мальчиков: как не воспитать агрессора
Как сделать так, чтобы твой сын, который станет когда-то взрослым мужчиной, не проявлял агрессии к женщинам? Посоветуем, на что обращать внимание при воспитании мальчиков, чтобы...
Читать далее...
09.07.2021
Приставания в общественном транспорте
Сейчас мы расскажем несколько историй про приставания в общественном транспорте и пропишем план действий по спасению. 1 историяНам было по 8-9 лет, мы ехали с...
Читать далее...
09.07.2021
Куда звонить, когда плохо
Гормоны, буллинг, первые романтические отношения, трудности в самоопределении. Многовато для психики подростка, правда? Часто дети пытаются сбежать от сложной и запутанной реальности в интернет, где...
Читать далее...
09.07.2021
Чек-лист для разговора о сексе
Мы подготовили краткий чек-лист с основными вопросами, касающимися секса. Их нужно обязательно обсудить со своими детьми по мере их взросления. Какие половые органы есть, как...
Читать далее...
09.07.2021
Как говорить о сексе?
Чтобы у ребенка формировалось адекватное отношение к своему телу и естественным процессам, важно говорить о сексе. Не перекладывая ответственность на книжки, интернет и школу. То...
Читать далее...
09.07.2021
С какого возраста говорить о сексе
Говорить с детьми о теле и интимных границах важно с раннего детства. Просто постепенно поднимать все более актуальные возрасту вопросы. Рассказываем об этом подробнее. 2–3...
Читать далее...
09.07.2021
Что делать, если ребенок увидел порно?
Подсказываем, как реагировать, если ребенок случайно увидел взрослый контент или даже намеренно его выбрал. Не ругайте, не стыдите. Если ребенок совсем маленький, он просто не...
Читать далее...
09.07.2021
Как реагировать на мастурбацию
Сама тема может вызвать у многих родителей внутренний протест. Мол, это что еще такое?! Но давайте оставим эмоции и разберемся. Детская мастурбация не имеет сексуального...
Читать далее...
09.07.2021
Как говорить с ребенком на страшные темы
Мы не в силах уберечь детей ото всех страшных событий и/или новостей о них. И лучшее, что мы можем сделать – не замалчивать, а разговаривать...
Читать далее...
09.07.2021
Как не вырастить стрелка
У нас нет цели обвинить родителей стрелков в случившихся трагедиях. Но есть моменты, внимание к которым снизит вероятность того, что ребенок расстреляет своих же одноклассников...
Читать далее...
09.07.2021
Как научить ребенка поддерживать других
Чтобы дети могли строить здоровые отношения, важно научить их поддерживать других. Рассказываем, как это сделать. Вместе оказывать помощь другим. Можно сделать традицией весенний разбор вещей...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасные игры со снегом
Снег выпал уже во многих регионах, а значит самое время вспомнить об основных правилах безопасности во время игр со снегом. Повторите их с детьми, объяснив,...
Читать далее...