Едва ли не под каждой новостью о происшествии с детьми мы читаем: «Родители так воспитали», «Значит никто не научил» и прочее подобное. И в тысяче статей – о том, как важно «научить детей». Научить не уходить никуда с незнакомыми, научить постоять за себя, научить уважению к другим и еще многому. А если что-то идет не так, значит «родители не научили».
А о том, как научить, пишет мало кто или же ограничивается чем-то из серии: «Объясните, что с посторонними нельзя разговаривать», «Повторите, если ребенок не послушался с первого раза», «Примените наказание: например, заберите любимую игрушку, пока не наведет порядок». И эти советы – один хуже другого. Ведь мало того, что монологи не работают, так и рекомендуемые наказания зачастую не имеют никаких связей с провинностью. Поэтому сегодня хотим поделиться работающими советами о том, как научить, от руководителя школы «Стоп Угроза», Лии Шаровой.
Первый способ «научить» – это способ тренировки. Поскольку почти все важные штуки, которые должны понимать дети, – теория или даже какие-то абстрактные «не»: «не уходить», «не бить», «не лезть», то наш мозг не понимает, как этому научить на практике. Пропишите, из каких конкретных действий состоит каждое знание. Что его сделает УМЕНИЕМ.
На примере «не разговаривать с посторонними» это варианты игры «свой-чужой»: рисование кругов доверия, карточки с именами знакомых и малознакомых, и людьми разных профессий, перечисление разных людей. Ребенок маркирует всевозможных людей, разделяя их на «своих» (семья), «знакомых» (конкретный круг лиц, которым доверяет мама и которым эта мама делегирует часть заботы) и «посторонних» (всех, включая знакомых, которым мама ничего не делегировала, милых старушек, веселых аниматоров, строгих полицейских и добрых докторов). В итоге серии (подчеркиваю) – серии игр, рисунков и разговоров ребенок автоматически маркирует всех людей.
Учим наизусть фразы ответов незнакомым. Много раз. Весело. Неожиданно. С поощрением. Учим фразы на случай, если нужна помощь, если потерялся, если тебя хватают и уводят. В итоге ребенок автоматически отвечает любому постороннему или малознакомому, не задумываясь.
Тренируемся кричать громко в общественных местах. И бегать. Кричим «ура», «всем привет» и т.п. Тренируемся обращаться за помощью. Тренируемся везде. Весело, напоминаю. Весело и уверенно. В итоге ребенок не постесняется обратиться за помощью, убежать, закричать.
Второй способ научить – правильное формирование теоретической базы, понятий, принципов. То, на что ребенок опирается. Почему плохой человек может вести себя как хороший. Почему ты имеешь право не разговаривать с доброй тетей. Почему рассказывать маме – это не «ябедничать» или «стучать». Почему драться хуже, чем разговаривать. Почему так сложно иногда сказать «нет, не трогай меня».
Все это – понятийная база. Картина мира и себя в этом мире. И она складывается не из «объяснений» родителей, а из тысячи факторов, часто очень противоречивых. И пора прекращать «говорить, что такое хорошо и что такое плохо».
Вместо «рассказать» и «объяснить» спрашиваем, предполагаем, представляем, разыгрываем варианты. Говорить должен ребенок. Правильная беседа – это когда 90% времени говорит ребенок, а не вы. Стремитесь к этому, и вы увидите чудесные результаты.
И проще всего соблюдать эту пропорцию с помощью вопросов. Кто из прохожих кажется тебе хорошим, а кто плохим? А почему? К кому бы ты подошёл? А к кому нет? Как разговаривает добрый человек? А как опасный? Как выглядит преступник? А может ли плохой человек притворяться хорошим? А зачем это ему? А что будет, если он не будет притворяться хорошим? А что будет, если он притворится добрым? А как можно обмануть ребенка? А как сделать, чтобы все подумали, что это твой папа или дедушка? А чего боятся преступники? А что мы, взрослые, сделаем, если поймём, что к ребенку подошел чужой? А как отпугнуть хитрого постороннего? А если он милый и вежливый? А в каких случаях ты бы помог? А почему нам трудно быть невежливыми? А как быстро дать понять окружающим, что это не твой папа? А как еще быстрее? И т. д.
Понимаете, как это работает? Когда ребенок размышляет, он не может «пропустить мимо ушей». А вы сможете увидеть все заблуждения. Но исправлять эти заблуждения привычными «объяснить, запугать последствиями» нельзя. Любое заблуждение можно исправить вопросами. И хвалить, много хвалить, чтобы ребенок хотел говорить и не боялся дать неправильный ответ. Ребенок говорит фигню из серии «а я ему двину» или «я помогу пожилому человеку, потому что старым надо помогать», а вы ему: «Хорошо, а если он…?». И ребенок рассуждает дальше.
Третий способ «научить» – наглядность. Книжки, мультики, курсы, тренинги, тренировки на улице и в общественных местах, ролевые игры с куклами, ассоциативные карточки (расскажи историю). Чтобы создать прочный навык, нужно задействовать разные системы мозга. Ведите на тренинги, потому что там тренеры как раз задействуют разные системы. Итак: научить – это не «объяснить». Это спросить, показать, потренироваться, попробовать. Это предположить, поспорить, разыграть по ролям, поставить ребенка в роль учителя (это очень круто работает). И это – обновлять навыки каждый год, развивать их, проверять на практике. И так можно научить многому. И не обижать других. И «постоять за себя». И помогать маме. И говорить спасибо. И быть невежливым с чужой доброй бабушкой. И не вестись на коробку с котятами. И не врать родителям. И не быть зажатым. И не говорить то, что от тебя хотят слышать взрослые. И разговаривать обо всем свободно и честно.
Поделитесь, какими методами научить пользуетесь вы.