«Ты что, не думаешь, к чему это приведет?» — вопрошает мама, и ребенок не всегда может ответить на эту реакцию. Каждый этап взросления несет новый опыт и осознание собственных поступков. Когда ребенок начинает понимать ответственность за свои действия? Как заставить его анализировать поступки и делать выводы? Давайте постараемся найти ответы на эти вопросы.
- Дети дошкольного возраста пока не умеют анализировать последствия своих поступков. Но это не значит, что не надо говорить им о правилах безопасности или объяснять, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Показывайте, объясняйте, повторяйте — все эти действия приведут к тому, что ребенок быстрее начнет делать выводы из собственных действий.
- Дети с 7 до 12 лет учатся регулировать собственные привычки, действия и поведение. Школьники уже понимают, к чему может привести несоблюдение правил. В этом возрасте стоит уделять больше времени тому, чтобы обращать внимание ребенка на те процессы и правила, которые помогут ему ориентироваться по жизни и избегать опасных ситуаций.
- Подростки уже вполне взрослые для того, чтобы понимать последствия каждого своего действия. Но в силу вступает и переходный возраст, во время которого им может казаться, что они всегда правы, и смогут избежать опасностей, наказания или других фатальных исходов своих поступков. Не стоит разубеждать подростка в его способности принимать самостоятельные решения, говоря ему о том, что он еще ребенок. Это только встретит протест. Стоит постараться общаться на равных, чтобы он захотел прислушаться к вашим советам.
Каждый ребенок хочет чувствовать себя личностью, и если мы хотим добиться понимания и взаимного уважения, стоит общаться с детьми на равных, учитывая особенности психики каждого возраста. Тогда вам не придется бояться о том, что ребенок не уяснил правила безопасности и может попасть в беду.