stopugroza@ya.ru
Заказать звонок

Защищаем своих детей: пять советов для каждого родителя

Первый случай за два с лишним года работы «Стоп Угрозы», когда наш тренинг «сработал» в опасной ситуации. Позвонила мама девятилетнего мальчика, мы проводили тренинг в их классе в феврале в Ясенево. В подъезде к ее ребенку подошел то ли бомж, то ли просто пьяный, и начал то ли просить денег, то ли еще чего-то. Мальчик заорал «Пожар!», не выслушивая, и мужика сдуло в несколько секунд. Соседи, пооткрывавшие двери на нескольких этажах, не успели его остановить. А когда мальчик рассказывал маме о случившемся, он сказал следующее: «Я не знаю, почему сразу закричал, просто у меня в голове вспомнилась картинка, как Егор орал на тренинге «Пожар!», топал ногами и стучал по парте. И я заорал, не раздумывая».

Мама позвонила сказать спасибо. Добавила, что теперь она немного спокойнее за своего сына. И что он стал чувствовать себя после этого более уверенно и даже не испугался, по ее словам.
То, что у ребенка не осталось страха после этой ситуации – неудивительно, скорее всего, лишь потому, что незнакомец не успел ни схватить, ни даже подойти близко. В ином случае все равно были бы и испуг, и стресс, несмотря на положительный опыт отпора.

Нам же эта информация хорошо показывает, как именно «работает» тренинг. Кто-то из детей запомнит рисунки, кто-то свои сказанные «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать». Кто-то яркую сценку (обычно под бурный хохот и крики «И я хочу попробовать!»): одноклассника, пинающего тренера из позиции «падать на землю, орать и пинаться». Кто-то повторяемое хором «Помогите! Я не знаю этого человека!» И наша работа – за одно занятие наставить этих якорей уверенности и быстрой реакции как можно больше, задействовав все органы чувств, прикрутив к каждому важному теоретическому моменту яркие ассоциации и конкретное действие.

На семинарах для родителей меня часто просят дать концентрированный совет: что нужно сделать, чтобы максимально обезопасить ребенка?
Во-первых, разговоры в семье. Но не монологи и наставления, а вопросы и демонстрация. «Как бы ты действовал, если бы… Куда бы ты побежал, если… Посмотри, кому из прохожих, как тебе кажется, можно доверять… Как ты думаешь, у кого лучше всего попросить помощи?» «Давай попробуем вместе: допустим, я – посторонний и звоню в дверь, а ты один дома… Давай я покажу, теперь ты как бы звонишь в дверь, а я – это ты».

Во-вторых, (и снова речь о домашнем воспитании)- как можно раньше разграничивать взрослых на знакомых и посторонних, своих и чужих. И давать полный карт-бланш на игнорирование незнакомых, моментальное прерывание разговора и соблюдение безопасной дистанции (даже если это кому-то покажется невежливым). Взрослые не должны делиться на подозрительных и приятных, на грубых и вежливых, на женщин и мужчин, на молодых и пожилых. Они должны делиться на близких, которым можно доверять, знакомых, с которыми можно общаться, но уходить куда-то, выполнять просьбы или принимать подарки можно только с разрешения родителей, и – всех остальных. И ко всем остальным относятся все, без исключения, даже тотально наделяемые доверием у детей полицейские.

В-третьих, — тренировки. Ведите детей на тренинги, пусть группа сделает свое дело. Но и сами покричите вместе на улице. Внезапно побегите. Покажите пример свободного поведения. Ребенок может побояться «выглядеть как дурак». Очень многие дети не могут громко закричать ни в помещении, ни на улице. Приучите ребенка осматриваться по сторонам перед тем, как заходить в подъезд. Если послушав ответы на ваши вопросы, вы с изумлением услышите, что ваш сын, например, считает, что «уложит любого секретным приемом», или дочь думает, что сможет убежать, покусав преступника, или «притворившись мертвой или сумасшедшей» (это реальные и довольно частые версии детей), то разубедите их в этом, возможно, показав наглядно, как быстро вы сможете догнать или скрутить ребенка. Пусть они знают, что их оружие – быстрые ноги и громкий крик, а не плач или молчаливые попытки вырваться.

В-четвертых – чудеса науки и техники. Мобильное приложение из серии «Ребенок под присмотром» на телефон. JPS – трекер с тревожной кнопкой (часы, брелок) – и вам будет гораздо спокойнее. Программа родительского контроля в интернете, актуальная уже в самом раннем возрасте, лет с 5-7.

В-пятых – дружить и слушать. Чтобы не оказаться в сложной ситуации человеком, которому ребенок ничего не расскажет.

Если у вас есть дополнения к этому списку – напишите, пожалуйста. Может быть у вас есть свои фирменные секреты, которые помогли вашим детям научиться быстро и правильно не только оценивать ситуацию, но и реагировать на неё?

Лия Шарова.

Тренинги по теме
Похожие статьи
09.07.2021
Чек-лист для разговора о сексе
Мы подготовили краткий чек-лист с основными вопросами, касающимися секса. Их нужно обязательно обсудить со своими детьми по мере их взросления. Какие половые органы есть, как...
Читать далее...
09.07.2021
Как говорить о сексе?
Чтобы у ребенка формировалось адекватное отношение к своему телу и естественным процессам, важно говорить о сексе. Не перекладывая ответственность на книжки, интернет и школу. То...
Читать далее...
09.07.2021
С какого возраста говорить о сексе
Говорить с детьми о теле и интимных границах важно с раннего детства. Просто постепенно поднимать все более актуальные возрасту вопросы. Рассказываем об этом подробнее. 2–3...
Читать далее...
09.07.2021
Что делать, если ребенок увидел порно?
Подсказываем, как реагировать, если ребенок случайно увидел взрослый контент или даже намеренно его выбрал. Не ругайте, не стыдите. Если ребенок совсем маленький, он просто не...
Читать далее...
09.07.2021
Как реагировать на мастурбацию
Сама тема может вызвать у многих родителей внутренний протест. Мол, это что еще такое?! Но давайте оставим эмоции и разберемся. Детская мастурбация не имеет сексуального...
Читать далее...
09.07.2021
Как говорить с ребенком на страшные темы
Мы не в силах уберечь детей ото всех страшных событий и/или новостей о них. И лучшее, что мы можем сделать – не замалчивать, а разговаривать...
Читать далее...
09.07.2021
Как не вырастить стрелка
У нас нет цели обвинить родителей стрелков в случившихся трагедиях. Но есть моменты, внимание к которым снизит вероятность того, что ребенок расстреляет своих же одноклассников...
Читать далее...
09.07.2021
Как научить ребенка поддерживать других
Чтобы дети могли строить здоровые отношения, важно научить их поддерживать других. Рассказываем, как это сделать. Вместе оказывать помощь другим. Можно сделать традицией весенний разбор вещей...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасные игры со снегом
Снег выпал уже во многих регионах, а значит самое время вспомнить об основных правилах безопасности во время игр со снегом. Повторите их с детьми, объяснив,...
Читать далее...
09.07.2021
Чем опасны тюбинги?
Каждый зимний период практически под каждым текстом об опасности тюбингов мы читаем «а у санок острые полозья», «а ледянки-то летят не медленнее» и прочее подобное....
Читать далее...
09.07.2021
Чем может помочь семейный психолог?
Некоторые люди до сих пор убеждены, что походы к психологу – это напрасная трата денег и блажь. Они упорно стараются не замечать случаев послеродовой депрессии,...
Читать далее...
09.07.2021
Техники мягкого убеждения ребенка
Как найти баланс между воспитанием и соблюдением личных границ ребенка? Как привить правила поведения, научить базовым вещам, которые пригодятся в жизни, но не потерять при...
Читать далее...
09.07.2021
Как помочь закомплексованному ребенку
Скованным детям сложнее отстаивать себя, просить о помощи и даже просто выстраивать отношения с другими людьми. Рассказываем, как помочь закомплексованному ребенку. Почаще проводите время с...
Читать далее...