Лия Шарова, руководитель школы безопасности “Стоп Угроза” о том, что родители знают или не знают о школе своего ребенка.
Каждый день сталкиваюсь с одной проблемой, и звучит она так: «Я внезапно узнала, что мой ребенок…У нас хорошие, доверительные отношения, он обо всем мне обычно рассказывает. Некоторые (мама, подруга) считают, что я слишком многое позволяю. И все равно я не подозревала, что…»
Каждый день я слышу эти или очень похожие слова. Все в хороших отношениях, все дружат, все доверительно общаются, все многое позволяют. Все уверены, что создали безопасное пространство для честности, пообещав «не ругать за правду».
Но все сталкиваются с неприятными открытиями. И чаще всего обижаются на ребёнка. Глубоко и сильно обижаются именно на молчание, вранье, полуправду.
Чтобы копнуть поглубже, я составлю для вас несколько чек-листов «Хорошо ли я знакома со своим ребёнком». Проверьте себя максимально строго, безо всяких там «в целом, да». Если вы не совсем уверены, что знаете ответ на каждый вопрос полностью, отвечайте «Нет».⠀
И, конечно, каждый вопрос из чек-листа — отличная тема для легкой, внимательной, непринужденной болтовни.
- Я точно знаю всех его друзей и особенности их отношений.
- Я знаю иерархию в их классе: лидеров, «ни то ни сё», «задротов», претендующих на лидерство, одиночек, прилипал (свиту лидера) — не менее 5 позиций в иерархии.
- Я могу пересказать три последних ссоры моего ребёнка с его друзьями.
- Я знаю, кого он не любит и почему. И знаю, как менялось его отношение к этому человеку или группе. Что стало причиной нелюбви и как она выражается каждый день.
- Я знаю, как обзывают ребёнка, все клички и коверкания фамилии. И знаю, кто делает это чаще.
- Я могу перечислить пять вещей, задевающих самолюбие ребёнка в школе. То, что его цепляет и расстраивает.
- Я знаю 1-2 «чужих секрета» — то, что ребёнку доверили его друзья, а он поделился со мной.
- Я знаю, кто ему нравится, в кого ребёнок влюблён. И знаю все перипетии его чувств и подробности взаимности или невзаимности.
- Я знаю, как ребёнок оценивает свою позицию в классе, удовлетворён ли он своим статусом или нет, какой статус он хочет на самом деле.
- Я знаю, с кем ребёнок себя сравнивает, с кем соперничает, перед кем чувствует неуверенность, а перед кем — превосходство.
- Я знаю, кого из учителей ребёнок уважает и почему, и кого терпеть не может и почему. Я знаю его отношение к каждому из учителей в деталях и могу описать этого учителя со слов ребёнка.
- Я знаю все «белые пятна» в тех предметах, по которым у ребёнка оценки хуже. И у меня есть план, как ему помочь восполнить эти пробелы (и это — не «посиди подольше с учебником вместо телефона».
- Я знаю, какие минусы ребёнок видит в школьном образовании и что хотел бы изменить.
- Я знаю, что смотрят его одноклассники и во что они играют — основные тренды класса в интернете. Ребёнок делится ссылками, приколами, мемами и рассказывает об играх и блогерах, которыми увлекаются в классе.
- Я знаю, где у школы курят, кто продает вейпы и снюс, иногда слышу о секретных запрещённых вещах типа «старшеклассники пили в туалете» или «за школой была драка».