Недавно в Химках пятиклассница напала на одноклассницу с ножом, нанеся множество ударов. Поэтому мы снова хотим поговорить о конфликтах между школьниками.
Часто ни родители, ни учителя, ни даже сами дети не могут оценить, во что может вылиться та или иная стычка. Перерастет ли это в травлю или все скоро забудется.
Почитав комментарии к истории, упомянутой выше, можно увидеть разные мнения. От «значит девочку довели» до «во всем виновата школа». А еще понять, что бывает и так: учителям никак не удается достучаться до родителей ребенка-агрессора. В итоге все участники конфликтной ситуации в какой-то момент могут чувствовать свою беспомощность.
Детям может казаться, что вмешательство взрослых или бесполезно, или только навредит. Иногда рядом с ними оказываются папы, которые твердо настроены воспитать «настоящего мужика». Или мамы, беспокоящиеся о том, что другая школа далеко. Или что перевод бесполезен, ведь ситуация может повториться, если ребенок не научится себя защищать.
Но есть еще одна важная проблема: никто не знает всех деталей. С чего и когда начался конфликт, кто зачинщик, кто принимал участие и в чем (подначивал, обзывался, толкался, бил), кто был один, а кто – с компанией.
Каждой трагедии предшествует череда событий, из которых не всегда ясно, а так ли невинна кажущаяся жертва. А так ли все на самом деле, как кажется на первый взгляд.
Подсказываем, что делать:
- Спрашивайте ребенка об отношениях в школе безоценочно, интересно и часто. Список вопросов для вдохновения в папке «чек-листы».
- Никогда не говорите ребенку, каким он должен быть в отношениях с коллективом. Все эти «будь мужиком», «не будь тряпкой», «не накручивай», «учись постоять за себя», «разбирайтесь сами», «не придавай значения», «будь выше этого», «игнорируй», «дай сдачи» и другие советы. Вместо этого спросите, какую помощь он бы хотел от вас.
- Скажите ребенку, что вы хотите ему помочь и готовы вместе решать его трудности. Не ставьте условий «только я не могу убедить учительницу», «только ваш директор ничего не понимает», «только у него родители ничего не слушают», «только я не могу перевести тебя в другую школу».
- Чтобы понять, что происходит, заведите с ребенком «дневник буллинга». Пусть он записывает каждый день все оскорбления, тычки, толчки, нападения и угрозы. Пусть напишет, кто и что делал, и кто был свидетелем. Такой дневник поможет вам объективно оценить ситуацию.
- Помогите себе справиться с эмоциями. Вам плохо, обидно, беспомощно, зло, страшно. Но пусть ваш ребенок видит сильную, мудрую и спокойную маму, а не раздерганную инфантильную истеричку. Выплесните эти эмоции в терапии, психологу, подруге. Не действуйте импульсивно ни с учителями, ни с родителями обидчиков, ни в чате. Вам нужна холодная голова и ясный анализ.
- После того, как вся картина будет вам ясна, составьте план действий и частично обсудите его с ребенком. Важны его желания и представления о помощи. Ваша задача – обеспечить ему выбор и полную поддержку. Когда придумаете план, найдете все эффективные рычаги воздействия на обидчика, его родителей, учителей, администрацию – спокойно действуйте сами. Если конфликт решается без перевода участников в другую школу, то проследите за тем, чтобы между всеми сторонами были записаны точные договоренности.
- Каждый участник и свидетель травли должен в итоге точно знать, что ему делать нельзя и что нужно. И знать о последствиях нарушения договоренностей. Не оставляйте решения на словах. Составьте письменный договор, под которым будут стоять подписи детей, родителей, учителя и директора.
- Если ребенок пережил травлю, то обеспечьте ему работу с хорошим психологом, который поможет ему избавиться от страхов и негативных ожиданий, изменить отношение к себе. Дайте ему на это время, не ждите моментальных перемен сразу после перевода в другую школу или после наказания обидчика.
И пусть конфликты наших детей никогда не становятся бедами, а по их итогу всегда наступают «Мир. Дружба. Жвачка»!