При упоминании домашних обязанностей концентрация напряжения в доме может возрасти. Мама тяжело вздыхает, представляя сколько борьбы стоит за “убери за собой игрушки”, папа волнуется, что эти меры коснутся и его, а дети, которые еще вчера кричали “я уже взрослый”, вдруг меняют показания на “я еще маленький!”. Как пройти этот этап, сохранив благоприятную атмосферу в доме? Давайте разбираться.
- С 2-4 лет у ребенка наблюдается кризис трех лет. Он выражается в желании стать самостоятельным, ведь ребенок уже понимает, что он и мама — это разные люди, а не единое целое. Важно поддерживать начинания ребенка в его самостоятельности. Хочет помочь вам помыть посуду? Хорошо! Хочет принять участие в приготовлении ужина? Замечательно. Мама возразит: он делает все не так, приходится переделывать. Относитесь к этому стратегически: поощряя самостоятельно ребенка сегодня, вы получаете инициативу делать что-то по дому завтра.
- С четырех лет у ребенка уже могут появиться “его” обязанности. Например, убрать со стола (хотя бы за собой) после еды, покормить кошку, протереть пыль в своей комнате. Рекомендуем вводить такие обязанности постепенно, начиная с тех, к которым ребенок сам проявляет интерес.
- Дети 5-7 лет уже сами могут заправить постель, убрать игрушки на место, разложить одежду в своем шкафу, поливать цветы, собирать вещи в детский сад или школу.
- Дети младшего школьного возраста могут приготовить себе какие-то простые блюда (а иногда и не простые, не стоит ограничивать стремления ребенка), выгулять собаку, пропылесосить и помыть полы.
- Самый сложный период — это пубертат. Вчерашний помощник может превратиться в буку, который ничего не хочет. Но именно в этом возрасте ребенок может выполнять все на уровне со взрослыми, полностью разделяя ответственность за домашние хлопоты.
А как приучать?
- Пожалуй, главный совет: сохраняйте спокойствие. Ругань, крики, угрозы приведут только к разрыву нормальных отношений и исчезновению доверительного общения между вами.
- Хвалите. Приятные слова и благодарность за помощь не будут лишними, а сформируют положительное отношения к уборке.
- Не ругайте, если что-то сделано не так. Мы все чему-то учимся. Объясните, как нужно делать, чтобы получить качественный результат.
- Не наказывайте домашними делами. Ребенок делает что-то по дому, не потому что плохо себя ведет, а потому что каждый в этой семье имеет свою сферу ответственности.
- Не платите за труд. Если вы хотите поддержать дух ребенка чем-то интересным, предложите, например, поход в кино после того, как сделаете генеральную уборку силами всех членов семьи.
- Не разделяйте обязанности по гендерному признаку. Современный мир не терпит подобной дискриминации.
- Придерживайтесь правил, которые вы сами создаете. Если вы сегодня не обратили внимание на неубранную постель и убрали ее сами, а завтра наругали ребенка за нее, может возникнуть диссонанс.
Не забывайте: приучая к чему-либо, важно показывать собственный положительный пример. Тогда и процесс пойдет быстрее и легче.