stopugroza@ya.ru
Заказать звонок

Гнобление в школе учителем

После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.

К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.

Как определить, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга?

Признаки учительского буллинга

Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.

Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.

Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.

Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.

Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.

Причины

Буллинг в школе может быть вызван разными причинами. Жертвой травли может стать любой человек. Педагог порой придирается к ученику из-за материального положения семьи или интеллектуального развития личности. Он начинает упрекать школьника в том, что тот отстаёт от сверстников либо слишком опережает их.

Объектом насмешек нередко бывают какие-то особенности ребёнка: дефекты речи, внешний вид, национальность. В роли инициатора травли чаще всего выступает учитель. Он публично делает ученику замечание по какому-нибудь поводу. Например, медлительного человека может сравнить с черепахой, неаккуратного малыша – обозвать неряхой. Запускается цепная реакция. Дети подхватывают мысль педагога и развивают её. Учительский комментарий способствует превращению ребёнка в изгоя.

Первая учительница всегда является примером для подражания. Если она часто подвергает унижению одного из школьников, то вскоре психологическое насилие над конкретной личностью будет осуществлять весь класс. В начальных классах отношение педагога к ученику сильно влияет на формирование точки зрения одноклассников. Особенно в первом классе авторитет учителя непререкаем.

Провокация травли ребёнка со стороны педагога может быть обусловлена следующими факторами:

  • не каждый учитель обладает способностью относиться ко всем школьникам с одинаковой доброжелательностью, не разделяя класс на любимчиков и изгоев;
  • педагог с внушительным стажем работы может предпочитать устаревшие методы преподавания с использованием психологического или даже физического наказания;
  • нередко сильная загруженность приводит учителя к равнодушию и эмоциональному выгоранию, а в итоге – к репрессивным методам воздействия с целью достижения быстрого результата.

Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»

Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.

Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.

Какие меры можно принять?

Специалисты дают конкретные рекомендации, что делать родителям, дети которых испытывают психологическое и моральное давление со стороны педагогов.

  • Ежедневно интересуйтесь жизненными событиями, успехами и переживаниями собственного ребёнка. Если он стал жаловаться на своего учителя, не оставляйте слова без внимания. Тщательно разберитесь в ситуации. Разузнайте подробности событий, происходящих в классе.
  • Реальность может сильно отличаться от рассказа малыша, поэтому побеседуйте на данную тему с другими родителями и одноклассниками сына или дочери. Опросите участников и свидетелей событий. Проанализируйте все точки зрения о ситуации. После отделения выдумок от правды предпринимайте необходимые меры.
  • Иной раз бывает достаточно откровенного разговора с учителем. Сохраняйте контроль над своими эмоциями. Ведите диалог в дружелюбном ключе. Уважайте чувство собственного достоинства другого человека. Проявляйте тактичность и вежливость. Не поучайте педагога, не указывайте на его ошибки, не предъявляйте завышенных требований. Опирайтесь на факты и доказательства. Поинтересуйтесь мнением педагога, попросите совета и рекомендаций. Будьте готовы к диаметрально противоположной оценке обстановки. В этом случае предложите компромисс. Выработайте совместный план по достойному выходу из сложившейся ситуации.
  • Если беседа не подействовала на учителя, то поднимите вопрос на родительском собрании. Подключите к урегулированию обстановки школьного психолога. Следующим шагом будет обращение к директору. Родитель пишет заявление в двух экземплярах, один из которых остаётся у секретаря. Второй экземпляр с датой принятия и подписью должны вернуть родителю. Если администрация адекватно реагирует на жалобу и предпринимает соответствующие действия, то чаще всего проблемы сразу заканчиваются.
  • В случае продолжения травли ребёнка со стороны педагога, желательно обратиться в департамент образования. Следует бороться до конца. Последней инстанцией будет сначала местная, затем Генеральная прокуратура.
  • Не стесняйтесь вынести ситуацию на обсуждение общественности. Обратитесь в местные СМИ. Поднимите тему в социальных сетях. Не замалчивайте факт травли вашего ребёнка. Защищайте его от дискриминации и агрессии со стороны школьного учителя.
  • Не забывайте и о таком варианте, как перевод ученика в другой класс или новую школу. Но учитывайте, что переход может не избавить от подобных трудностей. Система образования везде одна и та же. Обучение на дому тоже не всегда бывает подходящим выходом из сложившейся ситуации.
  • В крайнем случае обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту. Специалист проработает психологическую травму ученика, даст ему полезные советы по снижению негативных последствий и возвращению мотивации к обучению.

Своевременное принятие необходимых мер помогает избежать утери контроля над ситуацией и позволяет устранить проблему полностью.

Как бороться с травлей со стороны учителей

Здесь сразу необходимо оговориться – бежать в школу устраивать скандал и уж тем более применять физическую силу к обидчику не стоит.

Родитель должен действовать только в рамках закона и в первую очередь, конечно, следует побеседовать с учителем и выяснить его точку зрения на проблему. Абсолютное большинство случаев травли прекращаются уже на этом этапе, поскольку преподаватель в курсе, что за его действиями следят взрослые.

Но бывает и так, что учитель полностью уверен в своей правоте и не считает, что делает что-то неправильно. В таком случае родитель имеет полное моральное и законное право направлять жалобы в компетентные органы.

Обращение к администрации школы

Первой ступенью в борьбе с несправедливостью должна стать администрация школы, а именно ее директор или специалист, его заменяющий. Обычно администрация охотно откликается на жалобы родителей, поскольку не хочет проблем с городским Управлением образования в случае шумихи. Так что многие проблемы с учителями успешно могут разрешиться уже на этом этапе.

При разбирательстве ребенка можно попросить перевести в другой класс либо, если к жалобе присоединятся другие дети и родители, заменить учителя.

Администрация школы, кроме того, вправе накладывать дисциплинарные взыскания на провинившегося учителя: выговор, лишение премий, увольнение.

Жалоба в Управление образования

РОНО или УНО – следующий шаг (или это можно делать параллельно), если на уровне школы проблему решить не получается. Управление образование призвано в том числе контролировать все процессы, происходящие в школах, и должно запустить внутреннюю проверку.

В любом случае при завершении проверки родителям должны отчитаться о ее результатах и принятых мерах, а, кроме того, следует просить о том, чтобы учитель лично принес извинения перед ребенком.

Обращение в полицию или прокуратуру

Обращаться в силовые структуры следует в следующих случаях:

  • проблему не удалось уладить ни на месте, ни через Управление образования: везде отписки, никто не хочет разбираться;
  • ребенок подвергался серьезным моральным унижениям, пострадал физически.

Для такого обращения, помимо самого заявления или жалобы, лучше всего обзавестись некоторой доказательной базой. Так, если ранее поданные жалобы не двигаются с мертвой точки, то лучше приложить копии этих обращений (при написании жалоб в администрацию школы или РОНО следует составлять их в двойном экземпляре и проставлять у секретаря входящую отметку на своем). Если речь идет о моральном и физическом насилии, то в заявлении лучше указать, что существуют свидетели такого поведения учителя, которые могут подтвердить ваши слова. К заявлению можно приложить медицинские заключения, если они есть, файлы видеосъемки и т. д.

Пожаловаться на действия учителя, администрации школы, отделов образования можно и в Рособрнадзор, в том числе онлайн в электронной приемной.

Предпосылки

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнее время социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?

Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?

На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.

Буква закона

Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к  ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.

Такие статьи и посты обычно сопровождаются комментариями в защиту педагогов. Мол, учителям тоже тяжело, дети их «доводят». На этом, например, сделали акцент защитники учителя в Комсомольске-на-Амуре: второклассник, по их словам, был «невменяемый», оскорблял учителя, срывал уроки, поэтому педагог не выдержала. Мы забываем, что восьмилетний ребенок и учитель с почти полувековым стажем — силы не равные. Если ребенок нарушает правила поведения, то именно педагоги, психологи, логопеды, неврологи должны помочь ему их преодолеть. Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.

Резюме

Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?

Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет – в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.

В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель «испортит жизнь» вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.

Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.

К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами,поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.

В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.

Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.

Тренинги по теме
Похожие статьи
09.07.2021
Безопасные игры со снегом
Снег выпал уже во многих регионах, а значит самое время вспомнить об основных правилах безопасности во время игр со снегом. Повторите их с детьми, объяснив,...
Читать далее...
09.07.2021
Чем опасны тюбинги?
Каждый зимний период практически под каждым текстом об опасности тюбингов мы читаем «а у санок острые полозья», «а ледянки-то летят не медленнее» и прочее подобное....
Читать далее...
09.07.2021
Чем может помочь семейный психолог?
Некоторые люди до сих пор убеждены, что походы к психологу – это напрасная трата денег и блажь. Они упорно стараются не замечать случаев послеродовой депрессии,...
Читать далее...
09.07.2021
Техники мягкого убеждения ребенка
Как найти баланс между воспитанием и соблюдением личных границ ребенка? Как привить правила поведения, научить базовым вещам, которые пригодятся в жизни, но не потерять при...
Читать далее...
09.07.2021
Как помочь закомплексованному ребенку
Скованным детям сложнее отстаивать себя, просить о помощи и даже просто выстраивать отношения с другими людьми. Рассказываем, как помочь закомплексованному ребенку. Почаще проводите время с...
Читать далее...
09.07.2021
Как реагировать на конфликты детей в семье?
Ссоры между братьями и сестрами зачастую возникают из-за борьбы за личное пространство и вещи, за внимание и одобрение родителей. Чтобы сглаживать конфликты между детьми, важно...
Читать далее...
09.07.2021
Опасные заблуждения родителей
Мы, родители, периодически попадаем в плен опасных заблуждений. И чтобы уберечь нас и наших детей от последствий, хотим рассказать о некоторых распространенных: Гаджеты и интернет...
Читать далее...
09.07.2021
Опасные заблуждения детей
Хотим напомнить некоторые из наиболее распространенных среди детей заблуждения:  «После первого раза нельзя забеременеть». Одно из распространенных заблуждений подростков, относящееся к теме секса. Думаем, рассказывать,...
Читать далее...
09.07.2021
Как понять, что у ребенка химическая зависимость?
Сразу оговоримся, что сделать это может быть сложно, если ребенок попробовал первый раз или употребляет периодически. Особенно, если подгадывает время, в которое вы не пересечетесь....
Читать далее...
09.07.2021
Что делать, если у ребенка химическая зависимость?
В ситуацию зависимости от веществ могут попасть дети не только из неблагополучных семей. И если вы подозреваете, что подросток начал употреблять наркотики, лучше не прятать...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность на экскурсиях
Хотим напомнить правила безопасного поведения на экскурсии: Заблаговременно узнайте об экскурсии как можно больше. Какой транспорт, сколько займет дорога, будут ли по пути остановки, какой...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность во время грозы
Во многих регионах нашей страны лето – сезон наиболее интенсивных ливней и гроз. Защититься от молнии можно, соблюдая такие правила: По возможности оставайтесь дома или...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность на водных видах транспорта
Лето – время круизов, прогулок на катерах и лодках, катания на гидроциклах и других видах водного транспорта. Чтобы такой отдых оставил лишь хорошие впечатления, важно...
Читать далее...