В последние три дня мы прочитали сотни ваших комментариев под постами о том, как вести себя при нападении в школе. И большинство из вас не знает, как обсуждать эту сложную тему или даже отрицает необходимость подобных разговоров. Давайте разберемся, зачем и как говорить о правилах поведения при нападении.
Зачем? Жизнь непредсказуема. Мы, взрослые, уже много раз убеждались в этом на своем или чужом примере. Наша задача — научить правильным действиям в опасной ситуации. Вы учите ребенка правильно переходить дорогу? Не думаете, что он будет бояться машин? Нет? Конечно, ведь вы объясняете, что 98% машин затормозит на пешеходном переходе, но нужно убедиться, что за рулем не те 2% водителей, которые тебя не заметят. Профилактика — основа безопасности.
Ребенок все равно будет искать информацию. Мы живем в мире доступного, но не всегда адекватного контента. Согласитесь, лучше уж от родителей, чем от одноклассников или интернета. Мы, взрослые, знаем особенности характера своего ребенка и сможем подобрать слова, чтобы его не напугать.
Как говорить? Мы понимаем, что эмоции переполняют, но на разговор с ребенком рекомендуем идти в спокойном состоянии. Объяснить, что тема может показаться пугающей, но вы обсуждаете это только для того, чтобы приобрести навык безопасного поведения, который с вероятностью 98% не случится. Чем рациональнее ваши доводы, тем спокойнее они будут восприняты ребенком.
Что делать, если ребенок испуган? Обнять, поддержать, предложить выговориться, выслушать, успокоить. Можно нарисовать страх и избавиться от рисунка, превратить его в сказку, где добро побеждает, высмеять “вымышленного врага”, сделать его ничтожным. Рекомендуем стать той опорой, тем взрослым, рядом с которым ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Чем вы стабильнее (в первую очередь эмоционально) в своей поддержке, тем увереннее себя будет чувствовать ребенок.