Последствия буллинга могут быть очень плачевными, кем бы ни был ребенок, обидчиком или жертвой. Все участники, в итоге, попадают в замкнутый круг, из которого выбраться без помощи взрослых практически невозможно. Страдающему от нападок сложно найти поддержку среди одноклассников и одногруппников, потому что многие из них попросту боятся тоже попасть в число изгоев. А зачинщики либо живут по принципу «бей первым» (чтобы самому не стать преследуемым), либо вымещают внутреннюю злость, получают удовлетворение от переживаний других и не могут остановиться самостоятельно.
Для благополучного окончания истории сначала важно понять, кем является в ней каждый конкретный ребенок. Обращайте внимание на его поведение и настроение. У всех ролей есть свои маркеры, рассказываем о них.
Дети, которых обижают, чаще всего:
- страдают низкой самооценкой;
- замкнуты: у них мало друзей, обществу сверстников предпочитают одинокое времяпрепровождения или со старшими членами семьи;
- склонны к плаксивости, эмоционально гиперчувствительны;
- физически слабые, имеют проблемы со здоровьем;
- «не такие, как все»: с внешними или психологическими особенностями, состоящие в непопулярных сообществах, следующие нестандартной моде;
- по статистике, в три раза чаще испытывают трудности с обучением.
Дети, которые обижают, обычно:
- внешне уверены в себе;
- импульсивны, склонны к агрессии и грубости (даже со взрослыми);
- реже (в сравнении с жертвами) тревожны и подвержены депрессии;
- имеют более высокий социальный статус среди сверстников.
Далее к решению вопроса нужно подключать других участников событий. Если травля происходит в школе, поговорите с классным руководителем, другими родителями, директором. Обсудите дальнейшие совместные действия. Для наилучшего разрешения ситуации необходим комплекс мер: и обсуждения дома, и беседы учителя с учениками, и прочие мероприятия.
Один из эффективных инструментов борьбы с травлей – групповые занятия на эту тему. И формат, и опыт тренеров (они еженедельно общаются с участниками буллинга), и то, что от посторонних дети не будут ждать предвзятого отношения, – все это поспособствует нормализации атмосферы среди учеников. На тренинге «Моральное айкидо», используя образы, нам удается показать школьникам, какое поведение нельзя считать достойным и почему. Мы не твердим постулаты о нормах поведения в обществе, не называем имен, но помогаем увидеть все, как оно есть. И дети понимают, что за агрессией могут скрываться собственные страхи или обычная жестокость, что поддержка нападок – это тоже про слабость. Разговаривая с учениками, обсуждая различные истории, тренеры учат их различать зависимость от других от собственных желаний и говорить «нет».
В ситуации буллинга очень важно вовремя подключиться, пресечь развитие тяжелых последствий (суицидов, стрельбы в учебных заведениях и прочего). Давайте внимательно относиться к моральному состоянию школьников, вовремя реагируя на «тревожные звоночки» и не игнорируя помощь тренеров по детской безопасности.