stopugroza@ya.ru
Заказать звонок

Моральная готовность к школе

Будущие первоклассники, которым старшие дети еще не успели рассказать, что не так со школой, обычно ждут первое сентября с волнением и воодушевлением. Первый раз в первый класс –для маленького человека событие огромного масштаба. С этого момента его жизнь меняется полностью. Задача родителей – подготовить ребенка и подготовиться самим так, чтобы адаптация к переменам прошла быстро и безболезненно. Рассказываем что нужно сделать, чтобы подготовить ребенка к школе.

Что же является важным в подготовке к школе?

Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но в самостоятельно деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Ученые выделяют разные виды готовности к школе.

Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психологического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрослых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учеба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни : звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.

Важная сторона психологической готовности ребенка к школе – достаточный уровень его волевого развития. Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты. Произвольность познавательной деятельности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. п.

Советы родителям

Психологи дают ценные советы родителям дошкольников, как организовать их психологическую подготовку к школьным будням, чтобы они впоследствии были успешны в обучении:

  1. Играйте с ребёнком «в школу», рассказывайте о ней, пусть он общается с теми, кто уже туда ходит.
  2. Обязательно запишите его в «Школу будущего первоклассника», где он познакомится со своей первой учительницей и режимом дня.
  3. Научите преодолевать трудности, доделывать задания до конца, не бросать начатое на полпути.
  4. Читайте вместе, обсуждайте книжки, делитесь впечатлениями. Отдавайте предпочтение рассказам про школьную жизнь.
  5. Предоставьте его больше свободы и самостоятельности, чтобы он чувствовал себя уверенно и без вас.
  6. Развивающих настольных игр и логических детских загадок достаточно для интеллектуально-психологической подготовки. Не переборщите с занятиями — это может отбить мотивацию.
  7. Дозировано развивайте когнитивную сферу: память, мышление, воображение, внимание.

Самая главная рекомендация родителям дошкольников: психологическая подготовка — это путь длиной от рождения до того момента, как он впервые сядет за парту. Поэтому начинать её следует как можно раньше. Но при этом помнить, что перегружать развивающими занятиями и персональными педагогами не стоит.

Что делать для психологической подготовки ребёнка к школе

Вот несколько рекомендаций родителям.

Социализировать

Есть несколько способов научить ребёнка общаться и выстраивать отношения с другими взрослыми и детьми.

Отдать в сад. Там ребёнок научится следовать правилам, быть членом группы, слушаться чужого взрослого, соблюдать дисциплину. Если вы не хотите отдавать в сад надолго, можно сделать это только на последний год — как подготовку к школе. Если ребёнок совсем не ходил туда, это нестрашно, — ниже мы рассказываем про другие варианты. Но поначалу в школе важно более внимательно приглядываться к его социальной жизни и взаимодействию с одноклассниками.

Водить в кружки и секции. Это возможная альтернатива саду. Но для социализации важно выбирать кружки с клубной атмосферой. У ребёнка должна быть возможность коммуницировать с другими детьми, выстраивать социальные связи, а не только осваивать некий навык (например, играть в шахматы или рисовать). Если ребёнок заводит друзей и общается — это отлично.

Отдать на подготовку к школе. Не так важно, приобретёт ли там ребёнок конкретные знания. Подготовка скорее полезна тем, что ребёнок увидит, как устроена школа: нужно сидеть, поднимать руку, отпрашиваться выйти. После этого ему будет легче привыкнуть к школьной дисциплине.

Заранее настраивать

Школа — это потрясающее место, где у ребёнка сложатся первые серьёзные взаимоотношения со сверстниками и учителями. Он приобретёт невероятный опыт: заведёт друзей и недоброжелателей, будет влюбляться и ссориться, получать знания и открывать для себя мир.

Рассказывайте ребёнку, как и когда он пойдёт в школу. Если вы уже знаете, куда его отправите, то покажите здание. Объясняйте, что в школу ходят миллионы других детей и вы тоже ходили. Так новые обязательства не станут неожиданностью. Чтобы у ребёнка не возникло мысли бунтовать, используйте технику «Оловянные глаза». Отрепетируйте глаза перед зеркалом: это должен быть непрошибаемый «оловянный» взгляд. И после этого сообщите ребёнку, когда он пойдёт в школу и какие у него будут обязанности — так, чтобы вопрос не подлежал обсуждению.

Быть уверенными, что всё нормально

Если родитель боится, что ребёнок не сумеет адаптироваться, то ребёнок моментально это считывает. Займите позицию твёрдой уверенности и повторяйте как мантру: «Мой ребёнок со всем справится. Он пойдёт в школу и благополучно там освоится. Мой ребёнок не хуже других. Если у него будут проблемы (а они в любом случае будут), я ему обязательно помогу».

Ваше спокойствие передастся сыну или дочери. А если вы сильно тревожитесь и не можете настроиться на позитивный лад, есть два способа себе помочь.

Самостоятельно сходить к психологу. Обратитесь к специалисту и поделитесь страхами за ребёнка. Как правило, тревога по поводу школы может решиться за один сеанс.

Переключиться. Это банальный способ, но он работает. Заставьте себя заняться чем-то другим. Сконцентрируйтесь на своих делах и задачах, чтобы не дать тревоге себя поглотить.

Объяснять через метафоры

Шестилетние и семилетние дети отлично понимают метафоры. Вот одна из тех, которые можно использовать.

200 лет назад дед-крестьянин встретил внука во дворе и и сказал: Ванька, ты пережил седьмую зиму. Наступила весна, тебе пора пасти гусей. Все дети, пережившие седьмую зиму, идут пасти гусей.

Уверенность родителя полностью блокирует возможность возмущения и сопротивления ребёнка. Ему не придёт в голову протестовать против чего-то, что для взрослого — естественный и привычный расклад вещей.

На следующий деньВанька приходит от гусей к деду: «Дед, а гуси щиплются! Я их пасу, а они щиплются».

Первые недели в школе — это адаптация. Если у ребёнка возникают проблемы, это нормально. За одиннадцать лет обучения возникнет ещё немало трудностей и препятствий. Важно показать, что вы всегда рядом, готовы помочь советом или делом и не бросаете ребёнка один на один со всеми проблемами.

Дед советует: «А ты хворостинку возьми». Ванька берёт хворостинку, возвращается к гусям — теперь всё получается.

Объясните ребёнку, что просить совета — нормально. Ребёнок не должен решать все возникающие проблемы самостоятельно. Иногда родителям понадобится приходить на помощь. Но не пасти гусей совсем — не получится.

Будущим первоклассникам легко ассоциировать себя с Ванькой. Если в вашей семье прижилась другая метафора — используйте её, чтобы облегчить взаимодействие с ребёнком.

Подготовка к школе: советы родителям, как подготовить ребенка

Не торопитесь, вы никуда не опаздываете

Да, есть такие дети, которые сильно опережают своих сверстников в развитии. Их называют вундеркиндами, они в раннем возрасте осваивают школьную программу и готовы идти дальше. Но таких меньшинство, и речь сейчас не о них. Многие родители считают, чем раньше ребенок пойдет в школу, тем лучше, и отдают в первый класс малышей, которым еще не исполнилось семи лет. Конечно же, нужно ориентироваться на индивидуальную готовность, и здесь стоит посоветоваться с психологом. Но в большинстве случаев все же стоит подождать полных семи лет, даже если семь ребенку исполнится в октябре или ноябре.

Нервной системе тоже нужно время, чтобы она дозрела, тогда ребенку будет гораздо легче учиться, ведь он будет готов и физически, и психологически. Не будет нервных срывов, проблем с поведением, общением со сверстниками, невыученными уроками и так далее. Подарите малышу год детства, поверьте, он успеет стать взрослым, а школа не станет для вас адом на земле.

Установите режим дня

Многие помнят, как мучительно было просыпаться каждое утро и собираться в школу. К режиму стоит привыкнуть заранее. Во-первых, к семи годам ребенок уже должен понимать, что такое время и уметь ориентироваться по часам. Повесьте в его комнате часы, чтобы малыш всегда знал, который час, и сколько у него есть времени, например, до обеда или для того, чтобы собраться на прогулку. Проследите, чтобы ребенок просыпался и засыпал примерно в одно и то же время, а вечером научите его готовить вещи на следующий день, например, белье, носки и одежду.

Выбирайте вместе

Вовлекайте ребенка в процесс подготовки к школе. Выбирайте вместе портфель, пенал, тетради и другие школьные принадлежности. Они должны нравится ребенку, тогда он с большим удовольствием пойдет в школу.

Не пугайте школой

Не надо рассказывать, как вам не нравилось учиться в школе, вспомните приятные события и сделайте акцент на преимуществах. Ведь в школу ребенок идет не только за знаниями, там он находит новых друзей, учится общаться и проявлять себя.

Не заставляйте зубрить

Если ребенок ходит в детский сад, то обычно там начинают детей готовить к школе. Весь процесс построен в игровой форме, поэтому ребенку не страшно и не скучно, а весело и интересно. Если в детский сад ребенок не ходит или там не предусмотрена подготовка детей к школе, можно выбрать подготовительные занятия и регулярно водить ребенка.

Преимущество таких занятий в том, что у ребенка появляется представление о том, что такое урок, он привыкает слушать педагога и выполнять задания. Также вы сможете понять, способен ли ребенок сохранять концентрацию в течение достаточно длительного для него времени. Если ребенку сложно усидеть на месте, возможно, стоит пойти в школу на год позже.

Окончательное решение поможет принять психолог. Если подходящих детских центров нет рядом с домом, можно найти занятия онлайн и заниматься в любое удобное время. Как правило, пробное занятие бесплатное, и можно выбрать те курсы, которые понравятся и ребенку, и родителям.

Подготовьте рабочее место

Письменный стол, удобный стул, настольную лампу и другие необходимые вещи также стоит выбирать вместе с ребенком. Проследите, чтобы у стула регулировалась высота сидения и наклон спинки. Идеально, если стол будет «растущим». Высота столешницы должна быть на два сантиметра ниже груди ребенка, когда он сидит за столом. При этом стопы должны стоять на полу, колени и локти – согнуты под углом девяносто градусов. Естественный свет должен падать слева. Но без настольной лампы обойтись все равно не получится, она должна быть достаточно яркой.

Что ребенок должен знать и уметь к школе

Ребенка можно считать готовым к школе, если он обладает следующими навыками:

  • Знает алфавит
  • Отличает согласные буквы от гласных
  • Умеет читать по слогам
  • Пишет печатными буквами
  • Может пересказать короткий текст
  • Знает цифры от нуля до двадцати
  • Выполняет простейшие арифметические действия – сложение и вычитание в пределах десятка
  • Знает геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – и умеет их отличать
  • Отличает цвета
  • Различает некоторых животных и растения
  • Может назвать явления природы, времена года, месяцы, дни недели, отличает время суток
  • Знает правила дорожного движения для пешеходов

Категорически нельзя

  1. Смеяться над ребенком. Дошкольники и младшие школьники пока не в силах оценить ваше чувство юмора, даже если вам кажется, что шутка добрая, не торопитесь ее шутить. Ребенок может всерьез обидеться, это сильно ударит по его самооценке, вплоть до того, что он начнет прогуливать уроки и всячески саботировать учебный процесс.
  2. Критиковать учителя. Учитель для ребенка должен быть авторитетом, если вы не согласны с его действиями и методами, вопросы следует задавать самому учителю. Не делайте из него врага, постарайтесь найти общий язык. Если понимание найти не удалось, идите к директору и просите разрешения перевестись в другой класс.
  3. Учить уроки вместе с ребенком. Это его зона ответственности, дайте ему почувствовать себя взрослым. Когда вы перестанете стоять над душой и ругать за каждую помарку, процесс пойдет куда бодрее и веселее.
  4. Собирать за ребенка портфель. Если вы внимательно читали текст, то уже знаете, что нужно ребенка заранее научить собираться на следующий день. Главное – сформировать привычку. Если он один раз что-то забудет и окажется не готов, в следующий раз он запомнит и не допустит такую ошибку. Но если каждый раз вы будете за ним ходить и повторять, как попугай, одно и то же, в конце концов ребенок перестанет вас слышать и будет все слова воспринимать, как белый шум.
  5. Задавать формальные вопросы. Как дела в школе, чем кормили, какие оценки получил – оставьте эти вопросы для дальних родственников. Если вы хотите сохранить с ребенком доверительные отношения, интересуйтесь его мнением. Спрашивайте, чему он сегодня научился, что ему больше всего запомнилось, из-за чего он сегодня смеялся, чей поступок его возмутил, кто сегодня с кем поссорился, а на чьей стороне был он, почему и так далее. Вам понадобится некоторое терпение, чтобы все выслушать, но поверьте, это серьезный вклад в ваши будущие отношения уже не с ребенком, а подростком.

Как происходит адаптация

Часто родители преуменьшают важность и сложность процесса адаптации, думая: «Мой ребёнок уже умеет читать и писать, значит, всё остальное ему дастся легко». Но это не так.

Существует два основных компонента адаптации:

  • Физиологический — когда ребёнок привыкает к новому режиму, нагрузкам, ритму происходящего вокруг. Чтобы пройти этот этап, требуется примерно от двух до шести недель.
  • Психологический — когда ребёнок знакомится и находит контакт с учителями, налаживает отношения с одноклассниками, привыкает к новым условиям и требованиям. На это требуется от одной до трёх недель.

Социально‑психологическая адаптация

Адаптация происходит не только на физическом, но и на социально‑психологическом уровне:

  • дети учатся новому, более «деловому» стилю взаимодействия с педагогом и одноклассниками;
  • учатся соблюдать распорядок и правила, у них формируется поведение;
  • учатся удерживать внимание, сосредотачиваться и добиваться результата;
  • учатся реагировать на критику и создают новый образ себя — образ ученика.

В этот момент очень важно поддержать ребёнка: хвалить за успехи, выражать уверенность в его силах («Ты справишься, у тебя получится!»).

А если потребуется выразить критику — критиковать поступок или его результат, но не личность ребёнка. Тогда ребёнок научится адекватно воспринимать себя: что у него получается, а что пока нет и к чему нужно приложить усилия.

Очень важно в период адаптации интересоваться не только учебными делами вашего чада, но и тем, как складываются его отношения с окружающей средой. Комфортно ли ему физически (нормальная ли температура в классе, не душно)? Нет ли проблем с тем, чтобы поесть и сходить в туалет? Хорошие ли отношения с соседом по парте? Все эти нюансы могут вызывать дополнительный стресс, которого ребёнок сам не осознаёт, но обязательно расскажет, если вы спросите.

Как определить, нормально ли проходит адаптация

Если прошло три месяца и ваш ребёнок в целом положительно относится к школе, у него появились друзья, он справляется с материалом — значит, всё в порядке. Но если прошла четверть, а он всё ещё не знает имён большинства одноклассников, не может выполнять задания самостоятельно, если его раздражают даже разговоры о школе — скорее всего, что‑то пошло не так и пора вмешаться.

Признаки школьной дезадаптации

Дезадаптация — это нарушение приспособления школьника к меняющимся условиям обучения. Она может возникнуть как в начале пути, в первом классе, так и при переходе из начальной школы в среднюю или при смене класса либо школы.

Если вы предполагаете, что у вашего ребёнка проблемы с адаптацией в школе, — сверьтесь с чек‑листом:

  • Ребёнок резко меняет своё поведение (был холериком, стал флегматиком).
  • Изменилось отношение к школе: снизилась учебная мотивация, пропал интерес.
  • Ребёнок не любит разговоры о школьной жизни, переводит их на другую тему.
  • Приходит из школы очень уставшим или очень возбуждённым.
  • Стал чаще жаловаться на здоровье: болит живот, голова, постоянно простывает.
  • К выходным дням настроение повышается, вечером в воскресенье или с утра в понедельник портится, может подняться температура.
  • Ребёнок становится капризным, плаксивым, раздражительным.
  • Жалуется на плохое отношение к нему в школе со стороны ребят или учителя (иногда необоснованно).
  • Клинические проявления: нарушился сон, аппетит, появились тики, энурез, тревожное расстройство.

Присутствие хотя бы трёх признаков — знак, что проблема действительно есть.

4 причины школьной дезадаптации

Важно понимать, что проблемы в школе чаще всего появляются не потому, что ребёнок ленится или не старается. Дезадаптация — это не выбор ребёнка! Она возникает, когда детскому организму не хватает сил и ресурсов на то, чтобы справиться с большим количеством изменений, происходящих одновременно.

Обычно дезадаптация связана с этими 4 причинами:

  • Физические и умственные перегрузки. Стресс слишком большой, организм не справляется, «сбоит», могут появиться соматические признаки (тошнота, повышение температуры, головная боль).
  • Плохой контакт ребёнка с педагогом. Учитель — центральная фигура в жизни класса, он не только ведёт урок, но и помогает детям справиться со всеми проблемами (ударился, облился, потерял вещи, поругался с другом). Если ребёнок боится педагога, не может попросить его о помощи — адаптация будет крайне сложной.
  • Трудности в общении со сверстниками. Особенно трудно бывает детям, которые не посещали детский сад, а также тем, у кого нет братьев и сестёр: у них не сформированы навыки знакомства, им нелегко находить общий язык с другими детьми, сложно проявлять терпение и вовремя прекращать общение.
  • Аномальный тип семейного воспитания. Например, если ребёнок рос в очень жёсткой, авторитарной семье — он будет бояться сделать ошибку, не сможет быть активным, отвечать на уроке. Ребёнок из семьи с гиперопекой может растеряться, ему будет сложно научиться брать на себя ответственность: ведь ему никогда раньше не давали такой возможности.

Кроме того, есть дети, которым особенно сложно даётся привыкание к новым условиям, — это так называемые дети группы риска:

  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности,
  • дети с низким когнитивным темпом,
  • часто болеющие дети,
  • левши и амбидекстры (те, которые одинаково хорошо умеют писать левой и правой рукой),
  • дети с эмоциональными нарушениями (агрессивные, слишком застенчивые и тревожные),
  • дети с временной задержкой психического развития,
  • дети с дислексией или дисграфией.

Причины и проявления школьной дезадаптации у этих детей связаны с особенностями их нейрофизиологического развития. Они смогут преодолеть эти трудности и войдут в школьную колею, но для этого им потребуется больше поддержки, чем остальным.

Как предотвратить дезадаптацию?

Зная предпосылки дезадаптации младших школьников, можно предотвратить её развитие. Для этого важно как можно раньше установить контакт с учителем и рассказать ему об особенностях вашего ребёнка:

  • физиологических (например, быстро устаёт или есть пищевые аллергии),
  • особенностях развития (например, гиперактивность или дислексия),
  • особенностях характера (например, очень стеснительный или, наоборот, стремится всё время привлекать внимание),
  • особенностях семьи (например, недавно произошло трагическое событие в семье).

Адаптация будет проще, если вы заранее научите ребёнка простым, но крайне важным в школе навыкам самоорганизации: собирать портфель, складывать всё по списку, застёгивать пуговицы, следить за расписанием. Также важно начать заранее перестраивать режим дня и за несколько недель до выхода в школу начать укладывать и поднимать ребёнка по школьному графику.

Актуализируйте положительный опыт прошлых лет: напомните ребёнку о том, как он справился и привык к детскому саду, или вспомните переезд и другие переломные моменты. Расскажите поддерживающую историю из своей жизни или жизни его старших братьев и сестёр.

Проговорите или продемонстрируйте в ролевой игре правила общения с одноклассниками и учителями. Отметьте, что учитель — это не родственник, он требует особенного отношения (нельзя обращаться к учителю на «ты», дергать его или обнимать без спроса, нужно запомнить его имя и отчество и обращаться вежливо).

И самое важное — обязательно находите время для доверительной беседы. Побольше расспрашивайте ребёнка о том, как проходят его дни в школе: с кем он сегодня играл и во что, было ли ему страшно или грустно, с кем он повздорил и почему, нравится ли ему учитель и так далее. Именно в таких разговорах могут открыться настоящие причины школьной дезадаптации.

Что делать в первые недели адаптации в школе

Вот ещё несколько советов.

Не драматизируйте. Если ребёнок справляется с гусями — сам или с помощью семьи, а при возникновении проблем получает внятные советы, то помощь психолога вам не понадобится.

В большинстве случаев детям младшего школьного возраста не требуется самостоятельная работа с психологом. Если взрослого или ребёнка что-то беспокоит, чаще работают с семьёй или отдельно со взрослым. Задача психолога — объяснить родителю, как помочь сыну или дочери.

Консультируйтесь с педагогом. Если вам кажется, что что-то не так, а ребёнок уходит от прямых вопросов, можете спросить у учителя: «Нормально ли идёт адаптация?» Если учитель скажет, что ребёнок взаимодействует с детьми, усваивает программу (пусть и не блестяще, но в пределах нормы), то беспокоиться не о чем.

Поддерживайте ребёнка. Говорите ему: «Если захочешь что-то обсудить, я всегда рядом». Сохраняйте уверенность в том, что всё в порядке. Если вы считаете происходящее нормальным и подлежащим коррекции и работе, то и у ребёнка не остаётся сомнений, что всё идёт как надо.

Домашняя подготовка детей к школе: развивающие игры

Домашняя подготовка к школе подразумевает систематические занятия родителей с ребенком. Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день, превращая обыденные дела и обычные совместные прогулки в увлекательные игры. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам.

Вот всего лишь несколько вариантов совместных развивающих игр с дошкольником:

«Назови номер». Во время прогулки просите ребенка называть номера домов и проезжающего транспорта, обозначенные на табличках.

«Сколько деревьев?» Вместе считайте все деревья, которые попадаются вам на пути во время прогулки. Также можно считать проезжающие мимо автомобили, все или определенного цвета (размера, марки).

«Кто поменялся местами?» Поставьте перед ребенком 8 – 10 мягких игрушек, попросите его внимательно посмотреть на них, а затем отвернуться. В это время поменяйте местами несколько игрушек. Когда ребенок повернется, пусть попробует угадать, кто поменялся местами.

«Любимый мультик». Посмотрите вместе с ребенком его любимый мультфильм. Задайте вопросы по его содержанию, попросите ребенка рассказать, о чем он.

«Сказка для бабушки». Прочитайте ребенку сказку. Попросите рассказать бабушке (папе, тете, сестричке) о чем эта сказка, описать героев, их внешность и характер.

Регулярные занятия лепкой, рисованием, игра в пазлы и мозаику увлекут ребенка и, в то же время, поспособствуют развитию мелкой моторики пальцев.

ВАЖНО: Не торопите ребенка, не злитесь, если что-то удается ему не сразу. Развивающие игры должны не только обучить ребенка, но и стать для него развлечением.

Домашняя подготовка детей к школе: развивающие упражнения

Развивающие упражнения с дошкольниками можно выполнять не только в тетради, сидя за письменным столом, но и на улице. Уроки на свежем воздухе придутся по душе и запомнятся надолго каждому ребенку.

«Времена года».

  • Прогуляйтесь с ребенком по осенней аллее. Покажите будущему школьнику разноцветные листья разных деревьев. Расскажите о временах года и тех изменениях в природе, которые происходят с наступлением осени, зимы, весны и лета. Пусть ребенок выберет несколько красивых листьев и сохранит их дома, между страничками толстой книги. Когда листочки высохнут, пусть ребенок обведет их по контуру на листе бумаги и раскрасит.
  • В снежные зимние дни выходите вместе кормить воробьев и синичек. Расскажите ребенку о зимующих и перелетных птицах. Дома попросите нарисовать тех птичек, которые понравились больше всего.
  • Весной покажите ребенку первые распустившиеся цветы. Расскажите, что цветы бывают полевые, лесные, садовые. Попросите выполнить звуковой анализ слов: «роза», «подснежник», «лютик», «незабудка».
  • Во время летних прогулок обращайте внимание ребенка на повышение температуры на улице. Объясните, что бывает летняя и зимняя одежда. Пусть ребенок назовет одежду, которую нужно надевать летом, осенью, зимой и весной. Дома попросите ребенка нарисовать лето.

«Аппликация из крупы и макарон». Предложите ребенку сделать аппликацию при помощи риса, гречки, макарон, манки, гороха и других круп. Подобные упражнения хорошо развивают мелкую моторику. В работе используйте клей ПВА.

«Снежинки». Научите ребенка вырезать снежинки. На сложенном в 4 и 8 раз листе бумаги попросите его вырезать разные геометрические фигуры. Разверните снежинки и оцените результат.

«Фрукты и овощи из пластилина». Покажите ребенку, как из разноцветного пластилина можно легко слепить фрукты и овощи. Сразу ребенок должен скатать шарик, а уже его превратить в нужный фрукт или овощ. Легче всего сделать гроздь винограда, свеклу или морковь – немного сложнее.

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: задания, игры, упражнения

Наступление школьной жизни подразумевает, что дошкольный период закончен. Детям приходится быстро адаптироваться в новых условиях, привыкать к учебной нагрузке, знакомиться с учителями и одноклассниками.

Чтобы период адаптации прошел как можно легче, родители и педагоги стараются подготовить ребенка к предстоящим переменам в жизни. Наиболее успешны групповые игры и упражнения.

«Одного цвета». Двум группам детей необходимо отыскать за 10 секунд наибольшее количество предметов одного цвета. Побеждает та группа, которая отыщет больше предметов.

«Волшебный круг». Детям предлагают обвести круг по шаблону и дорисовать любые геометрические фигуры таким образом, чтобы получился рисунок. Когда все справятся с заданием, преподаватель устраивает конкурс рисунков.

«Повторюшки». В группе детей из 5 — 7 человек выбирают ведущего. Ведущий выходит вперед и показывает детям любую позу. Дети стараются скопировать эту позу. Новым ведущим становится тот, кому удалось лучше остальных справиться с заданием.

«Да – нет». Вместо ответов «да» ли «нет» на предложенные преподавателем вопросы, группа детей хлопает или топает. Нужно заранее договориться с ребятами, что «да» означает хлопок, а «нет» — топанье ногами. Вопросы можно выбирать произвольно, например:

  • «Цветы растут в поле?» и «Цветы летают в небе?»
  • «Ежик несет яблочко?» и «Ежик лазит по деревьям?»

«Мяу, гав». Дети сидят на стульчиках. Ведущий с закрытыми глазами ходит рядом с детьми, затем садится на руки одному из сидящих ребят и пытается угадать, кто это. Если ведущий угадал, ребенок говорит «мяу», если ошибся – «гав».

ВАЖНО: Подобные занятия и игры помогают формировать у дошкольников навыки общения, развивают уверенность в собственных силах и возможностях, адекватную самооценку, самостоятельность.

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование

Самостоятельно определить, готов ли ребенок к поступлению в школу можно при помощи нескольких простых тестов, результатам которых вполне можно доверять.

Тест «Рисуем школу»

Дайте ребенку альбомный лист и цветные карандаши. Попросите будущего первоклассника нарисовать свою школу. Не подсказывайте ребенку, не помогайте, не задавайте наводящие вопросы, не торопите. Пусть он самостоятельно изобразит на бумаге ту школу, которая представляется именно ему.

Оцените результаты по следующим критериям:

  • сюжет
  • линии рисунка
  • цветовая гамма

Сюжет:

2 балла – школа расположена в центре листа, на рисунке также присутствуют украшения и декор, деревья, кусты, цветы вокруг школы, ученики и (или) учителя, идущие в школу. При этом важно, чтобы на рисунке было изображено теплое время года и светлое время суток.

0 баллов – рисунок асимметричен (здание школы расположено близко к одному из краев листа), люди на рисунке отсутствуют или изображены грустные дети, покидающие школу; на улице осень или зима, ночное или вечернее время.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Линии рисунка:

2 балла – линии объектов без разрывов, тщательно прорисованы, ровные и уверенные, имеют разную толщину.

0 баллов – линии нечеткие, слабые или небрежные, рисунок схематичный; используются двойные или прерывистые линии.

1 балл – на рисунке имеются элементы обеих характеристик.

Цветовая гамма:

2 балла – преобладание ярких и светлых цветов.

0 баллов – рисунок в мрачных тонах.

1 балл – в рисунке есть как темные, так и светлые цвета.

Сумма балов говорит о готовности ребенка к школе:

От 5 до 6 – ребенок готов к школе, он имеет благоприятный настрой по отношению к процессу обучения, будет взаимодействовать с преподавателями и одноклассниками.

От 2 до 4 – представление о школе несколько искажено, информации не хватает. На этой почве у ребенка возникают страхи и тревоги, которыми он, возможно, стесняется поделиться с родителями. Старшим родственникам необходимо выяснить причину нервозности и попытаться сформировать у ребенка положительное отношение к школе.

От 0 до 1 – ребенок не готов к школе, сильный страх помешает ему нормально учиться, общаться с одноклассниками и учителем.

Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование

Определить, ориентирован ли ребенок на посещение школы, учебный процесс, представляет ли он себя школьником в ближайшем будущем, поможет тест Неженовой.

ВАЖНО: Этот тест следует проводить лишь с теми детьми, которые уже посещают подготовительные курсы в школе или хорошо ознакомлены с процессом обучения.

На каждый из представленных вопросов предлагается три варианта ответа: А, Б, В.

А – ориентация на учебу, оценивается в 2 балла

Б – ориентация на обучение поверхностная, не сформирована окончательно, привлекают внешние яркие атрибуты школьной жизни – 1 балл

В – ориентация на школу и обучение отсутствует, ребенок предпочитает внешкольные занятия – 0 баллов

Задавайте ребенку следующие вопросы, предлагая выбрать ответ из трех вариантов:

Ты хочешь ходить в школу?

А – да, очень

Б – не уверен, не знаю, сомневаюсь

В – нет, не хочу

Почему ты хочешь в школу, что тебе там интересно?

А – научиться читать, писать и считать, получать знания

Б – хочу, чтобы мне купили красивый портфель, тетради и форму, хочу новые учебники

В – в школе весело, там есть перемены, у меня будут новые друзья, мне надоело в садике

Как ты готовишься к школе?

А – учу буквы, читаю, пишу прописи, решаю примеры и задачи

Б – родители купили форму, портфель или другие школьные атрибуты

В – рисую, играю, леплю из пластилина

Что тебе нравится в школе?

А – уроки, занятия в классе

Б – перемены, учитель, новые парты, вид школы и другое, что не относится непосредственно к процессу обучения и получения знаний

В – урок физкультуры и (или) рисования

Если бы ты не ходил ни в школу, ни в садик, что бы ты делал дома?

А – читал, писал буквы и цифры, решал задачки

Б – играл в конструктор и рисовал

В – ухаживал за котом (или другим домашним животным), гулял, помогал маме

Тестирование дошкольников

Оцените результаты (сумма набранных баллов):

0 – 4 – ребенок не осознает, что пойдет в школу, интереса к предстоящему обучению не проявляет

5 – 8 – присутствует поверхностный интерес к процессу обучения, является начальным этапом формирования позиции школьника

9 – 10 – отношение к школе позитивное, ребенок ощущает себя школьником.

Тренинги по теме
Похожие статьи
09.07.2021
Безопасные игры со снегом
Снег выпал уже во многих регионах, а значит самое время вспомнить об основных правилах безопасности во время игр со снегом. Повторите их с детьми, объяснив,...
Читать далее...
09.07.2021
Чем опасны тюбинги?
Каждый зимний период практически под каждым текстом об опасности тюбингов мы читаем «а у санок острые полозья», «а ледянки-то летят не медленнее» и прочее подобное....
Читать далее...
09.07.2021
Чем может помочь семейный психолог?
Некоторые люди до сих пор убеждены, что походы к психологу – это напрасная трата денег и блажь. Они упорно стараются не замечать случаев послеродовой депрессии,...
Читать далее...
09.07.2021
Техники мягкого убеждения ребенка
Как найти баланс между воспитанием и соблюдением личных границ ребенка? Как привить правила поведения, научить базовым вещам, которые пригодятся в жизни, но не потерять при...
Читать далее...
09.07.2021
Как помочь закомплексованному ребенку
Скованным детям сложнее отстаивать себя, просить о помощи и даже просто выстраивать отношения с другими людьми. Рассказываем, как помочь закомплексованному ребенку. Почаще проводите время с...
Читать далее...
09.07.2021
Как реагировать на конфликты детей в семье?
Ссоры между братьями и сестрами зачастую возникают из-за борьбы за личное пространство и вещи, за внимание и одобрение родителей. Чтобы сглаживать конфликты между детьми, важно...
Читать далее...
09.07.2021
Опасные заблуждения родителей
Мы, родители, периодически попадаем в плен опасных заблуждений. И чтобы уберечь нас и наших детей от последствий, хотим рассказать о некоторых распространенных: Гаджеты и интернет...
Читать далее...
09.07.2021
Опасные заблуждения детей
Хотим напомнить некоторые из наиболее распространенных среди детей заблуждения:  «После первого раза нельзя забеременеть». Одно из распространенных заблуждений подростков, относящееся к теме секса. Думаем, рассказывать,...
Читать далее...
09.07.2021
Как понять, что у ребенка химическая зависимость?
Сразу оговоримся, что сделать это может быть сложно, если ребенок попробовал первый раз или употребляет периодически. Особенно, если подгадывает время, в которое вы не пересечетесь....
Читать далее...
09.07.2021
Что делать, если у ребенка химическая зависимость?
В ситуацию зависимости от веществ могут попасть дети не только из неблагополучных семей. И если вы подозреваете, что подросток начал употреблять наркотики, лучше не прятать...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность на экскурсиях
Хотим напомнить правила безопасного поведения на экскурсии: Заблаговременно узнайте об экскурсии как можно больше. Какой транспорт, сколько займет дорога, будут ли по пути остановки, какой...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность во время грозы
Во многих регионах нашей страны лето – сезон наиболее интенсивных ливней и гроз. Защититься от молнии можно, соблюдая такие правила: По возможности оставайтесь дома или...
Читать далее...
09.07.2021
Безопасность на водных видах транспорта
Лето – время круизов, прогулок на катерах и лодках, катания на гидроциклах и других видах водного транспорта. Чтобы такой отдых оставил лишь хорошие впечатления, важно...
Читать далее...