Почему все вдруг стали на тему личных границ? Все просто: это “база”, на которой выстраивается грамотное отношение к собственной безопасности.
Давайте представим ребенка дошкольного возраста: у него есть свои чувства, эмоции и даже страхи. Мама и папа уже научили его вежливости, правилам приличия, и даже заикались о безопасности: туда не ходи, с тем не говори, злой дядя тебя может украсть. У ребенка уже формируется представление о мире, о его многообразии, и других людях и об отношениях в семьи. Причем тут личные границы?
Давайте представим, что ребенку грозит опасность насилия: эмоционального или физического, а у него нет знакомого алгоритма действий в таких ситуациях. Ведь он может и не понять сразу, что происходит что-то не то, иногда молчит даже интуиция. Так как быть?
- В возрасте 3-5 лет мы начинаем говорить с ребенком о теле. Называем вещи своими именами (никаких пирожных и краников, умоляем!), учим правило “нижнего белья”.
- Учим ребенка говорить “нет” и не стесняться отказать: в ласке, объятиях, когда их так не хочется и других проявлениях подобных нежностей. Не хочешь обниматься — это нормально!
- Взрослые люди никогда не просят о помощи ребенка. Исключения, конечно, бывают, мы не призываем вырастить эгоиста, но безопасность важнее. Ребенок, понимающий, что на улице не надо обращать внимания на посторонних, просящих о помощи, минимизирует риск попадания в беду.
И, пожалуй, главное — маме и папе обо всем можно рассказать. Они поддержат, не осудят, поверят тебе, и сделают все возможное, чтобы помочь!