Чтобы дети проще, без внутреннего протеста, хорошо усваивали правила безопасного поведения, нужно уметь говорить о них. Хотим дать некоторые подсказки, как подойти к подобному разговору:
- Не запугивать. Вы же не хотите развить ненужную фобию. Даже вымышленных персонажей из серии бабайки. И уж тем более не нужно приплетать «вот того дядю».
- Самим следовать правилам. Если вы регулярно при ребенке переходите дорогу на красный сигнал светофора, объясняя тем, что «ты же со мной», тогда вы научите лишь тому, что правила ПДД можно нарушать. Пример родных закладывается в подкорку, и потом никакие словесные убеждения не имеют должного эффекта. Еще хуже, если родители сами регулярно нарушают правила, но требуют их соблюдения от детей, а за непослушание еще и наказывают.
- Аргументировать. Нарочно сгущать краски о возможных последствиях того или иного действия или бездействия не стоит. А вот честно рассказать, к чему могут привести те же игры на льду, следует. И хорошо, если подкрепите свои мысли реальными историями.
- Дозировать. За один вечер вываливать на ребенка весь массив правил о том же осторожном обращении с огнем не рекомендуем. Разбивайте темы о безопасном поведении на несколько обсуждений.
- Вести диалог, а не монолог. Дети теряют интерес к беседе, если взрослый «общается сам с собой». Подключайте ребенка, внимательно слушая его мнение, подсказывая, но не одергивая резко, если он ошибается.
- Используйте разные форматы. Дети проще воспринимают значимую информацию, когда она преподносится не в виде сухой теории, а, например, в формате викторины.
- Практикуйтесь. То же умение кричать, отбиваться важно тренировать. Ведь обычно мы говорим, что кричать на людях неприлично. Но ребенок должен уметь кричать, когда вопрос о защите своих жизни и здоровья. И, кстати, мы, в школе детской безопасности «Стоп Угроза», уделяем много внимания тому, что мир не черно-белый. Объясняем, что есть вещи, которые не принято делать при спокойном течении жизни, но они же должны быть орудием защиты в случае необходимости. В итоге, дети уходят с наших тренингов, умея различать потенциально опасные ситуации от безопасных.
- Принимайте активное участие. Увидев, что родители подключаются к тренировкам навыков, необходимых для самообороны, дети с большим энтузиазмом отрабатывают их.
- Подключайте друзей. Обсуждая в группах со сверстниками, дети лучше усваивают правила безопасного поведения. Они видят поддержку товарищей, им интересно, – это точно способствует запоминанию.
Все пункты, которые мы перечислили выше, безусловно, важны. Но самый работающий инструмент, который помогает уберечь ребенка от множества опасностей – его доверие своим взрослым. Только если родители уважают мнение и личные границы ребенка, он ответит готовностью их слушать и слушаться по собственному желанию, а не из страха. И только в формате доверительного диалога мы сможем привить детям правила безопасного поведения. Давайте не забывать, что доверительный контакт с ребенком – лучшее «лекарство» от множества опасных ситуаций.