Мы сами и наши дети ежедневно сидим в интернете, но не знаем, почему соцсети оказывают такое мощное влияние на наше настроение и поведение, мировосприятие и убеждения. У общения в соцсетях свои законы, отличные от оффлайн-общения. И мы интуитивно о них догадываемся, но иногда, чтобы понять происходящее, важно обратиться к мнению экспертов.
Книга Борислава Козловского «Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям» призвана устранить этот пробел. Она вышла в издательстве Альпина Паблишер в 2018 г.
Книга написана живым языком и ее смело можно рекомендовать не только взрослым, но и старшим подросткам.
Опираясь на выводы десятков научных исследований, автор рассказывает читателю о том, почему мы склонны верить фейкам и слухам, кому выгодно наполнять ими интернет, как соцсети влияют на наши эмоции, чем отличаются по своей значимости для нас новости с новостных сайтов и новости из соцсетей, почему так важно для успешной жизни развивать сеть социальных контактов.
Из книги вы узнаете, почему соцсети, дающие возможность общения со всем миром, на самом деле изолируют нас от мнений, противоположных нашему. Как в эпоху интернета работает новая «таргетированная» пропаганда.
Научные эксперименты о распространении слухов и внушаемости совсем недавно стали математически выверенными благодаря томографам, которые помогают изучать работу мозга, и большим данным, которые позволяют делать количественные выводы. Автор книги опирается на эти новые исследования.
Поделюсь самыми актуальными проблемами и выводами автора.
***
Кто и с какой целью производит фейки? Оказывается, это самый дешевый контент, им легче всего наполнить блог или сайт и «нагнать» туда трафик, а затем получать деньги за размещение рекламы.
Вероятность репоста у фейка на 70% выше, чем у правды. И распространяется он в 6 раз быстрее. И потому фейки используют как источник дешевых лайков, кликов, как способ поднять популярность блога, сайта. Существуют целые фабрики вымышленных новостей, они ежедневно десятками производят фейки.
В соцсетях фейки распространяют чаще всего никому неизвестные пользователи, если им нужно быстро увеличить свою популярность.
***
Люди, которые верят в теории заговора, например о том, что высадки на Луну не было или что врачи знают, но держат в секрете лекарство от рака, на самом деле боятся хаоса. Конспирологи чувствуют себя рациональными людьми, которые «думают своей головой», тогда как остальных «зомбируют». Но очень часто конспирологическое мышление – это результат особого сорта незнания: вы не знаете, что не разбираетесь в этой области, и вам кажется, что вы достаточно экспертны, чтобы делать выводы о злой воле тайных сил.
***
Очевидно, что отношения с друзьями в реальности и с френдами в соцсетях сильно отличаются. Будь у вас хоть 5 тысяч френдов, вы не сможете поддерживать отношения более, чем со 150 из них. Задолго до появления интернета это доказал Р. Данбар, изучавший отношения обезьян в группе. Он сделал вывод, что число социальных связей у разных приматов зависит от размеров неокортекса. И если у шимпанзе этот потолок – 65 особей, то у человека – 150, иногда чуть больше. То есть в один конкретный период жизни максимум людей, с которыми вы можете поддерживать отношения, равен 150. Соцсети сделали общение проще и доступнее, но они не могут расширить число людей, входящих в реальный круг социальных связей. Ведь самое главное, что делает нас друзьями – это время, проведенное вместе. Наибольшее же влияние на нас оказывают всего 5-15 человек из ближайшего окружения. Вывод напрашивается сам собой: тщательно выбирайте круг общения, чтобы он способствовал вашему развитию и не тянул вас на дно. Интересно, что для кого-то ВЫ входите в тот круг 5-15 близких человек, которые имеют сильное влияние. Ваш личный пример может сподвигнуть близкого бросить курить, сортировать мусор, поработать волонтером и т.д. А если учесть, что соцсети делают чужую жизнь в разы интереснее, ведь люди оставляют рутину за скобками и постят яркие события, то влияние людей друг на друга через соцсети усиливается.
***
Соцсети могут управлять нашими эмоциями. В 2012 г. сотрудник Facebook А. Крамер поставил эксперимент: около 700 тысяч пользователей были разделены на 2 группы. В течение недели первая группа перестала видеть в ленте 90% записей негативного содержания, вторая группа – 90% позитивных записей. Оказалось, что люди, у которых из френдленты почистили позитивные посты, сами стали писать более мрачные тексты. Авторы эксперимента говорят про «массовое заражение эмоциями через соцсети». Эмоции счастья или одиночества, идея закурить или идея бросить курить распространяются в соцсетях как вирус. А это значит, что в руках у соцсетей и СМИ – мощный рычаг манипуляции нашим поведением. Хорошая новость состоит в том, что положительными эмоциями тоже можно заразить. А потому избегайте деструктивных блогов и сохраняйте свое эмоциональное здоровье!
Читайте хорошие книги со школой «Стоп Угроза»!
Автор – Ирина Смолина, тренер и руководитель школы безопасности «Стоп Угроза» в Иркутске.