“Не реви! Плачут только девчонки” — признавайтесь, вы хоть раз говорили такое сыну, который заплакал? Но согласитесь, слезы — это вполне нормальная реакция на обиду. Так почему девочкам можно, а мальчикам нет?
- До трех лет бесполезно объяснять ребенку как распоряжаться своими чувствами. В возрасте 3-4 лет наступает важный этап воспитания — объяснить, рассказать, когда можно проявлять эмоции, а когда это делать не совсем уместно. Эти навыки помогут ему в дальнейшем, например, в школе, где у учителя нет времени успокаивать из-за двойки или утирать слезы после ссоры с одноклассниками.
- В возрасте 7 лет уже получится донести до ребенка, что слезы — это естественно и не запрещено, но они не должны становится орудием манипуляции.
- Почему стоит объяснять ребенку, когда можно плакать, а когда нет? Предположим, что вы — современный родитель, который не придерживается жесткого гендерного разделения в воспитании детей. Вы принимаете, что ребенок плачет, умеете находить слова поддержки и не осуждаете, но ведь окружающие могут реагировать иначе, что еще больше ранит детей. Поэтому разговор о границах допустимого проявления эмоций — это важный этап взросления. Важно разделить понятия: «ты можешь проявлять свои эмоции» и «это не всегда уместно делать при посторонних людях».
- Постарайтесь с пониманием относиться к переживаниям ребенка. Что для нас — пустяк, то для него может быть трагедией. Вместо осуждения учим понимать собственные эмоции. Например, задавать себе вопрос — почему я так расстроился, что меня ранило?
- Учим сочувствовать. Ребенок должен понимать, что иногда и маме, и друзьям больно, грустно, обидно. Формируем навыки: предлагать помощь, проявлять заботу и нежность.
Не так страшны слезы мальчика, чем то, что он не знает, что делать с этими эмоциями. И мы, как взрослые люди, можем помочь ему разобраться с собственными чувствами.