Сама формулировка вопроса может смутить родителей и довести до розового румянца на их взрослых лицах. “А что, если он начнет заниматься ЭТИМ слишком рано?”, “Со мной о таком не говорили, и я нормальной выросла”, “Сам разберется, он у меня сознательный и смышленый”. Узнаете себя? Мы же настаиваем, что именно родители должны заниматься сексуальным воспитанием ребенка, в первую очередь, думая о его безопасности. Ведь стыд, стеснение, непонимание может привести к тому, что ребенок не будет знать о своих личных границах и важности их отстаивания.
Мы (родители) не должны читать лекцию про секс, делать умный вид или краснеть. Это разговор. Он начинается еще тогда, когда ребенок активно познает свое тело (в 3-4 года). В этот момент мы учим детей называть части тела и не стыдимся рассказывать про вульву, пенис, мошонку. Никаких иносказаний — они провоцируют чувство стыда. Именно в возрасте 3-4 лет закладывается откровенный тон общения с ребенком. Он понимает, что родители — это друзья, им можно доверять, у них можно спросить и получить ответ. А значит, если случится опасная ситуация, если кто-то обидит, к ним можно прийти и рассказать. Родители помогут и поддержат, а не осудят или не поверят.
Не ждите первых изменений в теле подрастающего ребенка. Расскажите им о менструации, эрекции, поллюции. Без оценок. Ведь это просто физиологические процессы, которых не стоит стесняться. Поясните, почему так происходит. Почему растет грудь, ломается голос, меняется фигура. Важно научить ребенка воспринимать эти физиологические процессы с уважением и любовью к своему телу.
Невозможно предотвратить первый секс. Но в наших силах рассказать об ответственности за любое решение человека. Что мы имеем право сказать “нет” и важно уважать чужое “нет”. О том, какие бывают последствия. О предохранении, нежелательных беременностях и выборе. О том, что секс — это не про соревнование “кто из друзей быстрее лишится девственности”, и что всегда нужно слушать себя. В этот момент важно сохранять дружеский тон общения, общаться на равных, без “если я узнаю…”.
Шаг за шагом формируйте доверительные отношения с ребенком. Будьте тем взрослым, который не осудит, а поддержит, не пристыдит, а поможет. Безопасность ребенка — это не только определенные навыки и поведение, но и своевременный сигнал взрослому о том, что ребенок хочет, чтобы его услышали.