Каждый нас имеет личные границы, за которые мы не позволяет заходить другим — наше время, свобода, пространство, привычки. И если кто-либо посягает на нашу зону комфорта, это может вызвать дискомфорт, а иногда и агрессию. Многим из нас понадобилось много времени, чтобы понять свои «пределы», и теперь мы, как родители, должны помочь нашим детям определить их границы.
- Понимание о необходимости личных границ приходит в раннем детстве. Первый год мы проводим в постоянной близости с матерью, но потом начинаем осознавать мир вокруг себя, понимаем, что можем изучать его самостоятельно. В это время родители сами формируют понимание ребенка о пространстве: они чинят ему препятствия, которые защищают от травм, выбирают места, где он может познавать мир, людей, с которыми он вступает в контакт.
- Когда ребенок подрастает он узнает, что есть его вещи, а есть чужие. Он начинает принимать решения: например, давать ли поиграть своей игрушкой, заговорить ли с другим ребенком, с кем играть, а с кем нет. В этот момент важно объяснить ребенку что такое щедрость, но в то же время и дать понять, что он вправе распоряжаться своими вещами так, как он хочет.
- Как только ребенок начинает активную социализацию, стоит поговорить с ним о том, что важно уважать чужие вещи и чувства: научить просить, говорить слова благодарности, не нарушать личное пространство. Также уважительное поведение по отношению к окружающим важно демонстрировать и своим примером.
- С ранних лет важно научить ребенка говорить слово “нет”, если просьбы или требования выходят за рамки допустимых норм. В ситуациях опасности ребенок может растеряться или постесняться дать отпор. Задача родителей — рассказать и показать своим примером, что никто не вправе покушаться на нашу свободу и наши вещи.
- Каждый человек вправе устанавливать границы личного пространства, и нельзя ребенка судить за желание держать некую дистанцию. Это нормально — спрашивать ребенка, можно ли взять его вещь, стучаться, прежде чем зайти к нему в комнату.
Покажите, что и вы уважительно относитесь к личным вещам ребенка, его пространству, желаниям, и тогда он научится ценить свое “я” и также относиться к чужому.