У нас нет цели обвинить родителей стрелков в случившихся трагедиях. Но есть моменты, внимание к которым снизит вероятность того, что ребенок расстреляет своих же одноклассников и учителей. Рассказываем о них.
- С раннего детства учить коммуникации с другими. Чтобы у ребенка постепенно формировался круг общения, и история «у меня нет друзей» не стала про него.
- Интересоваться делами детей. Не на отвали и залипнув параллельно в смартфоне, а искренне. Спрашивать, что сегодня порадовало или огорчило. Разговаривать, чем бы хотели заняться на выходных.
- Не обесценивать никакие эмоции. Ни злость, ни обиду, ни грусть. Даже если повод кажется вам пустяковым, он важен, просто потому что беспокоит вашего ребенка.
- Замечать изменения в поведении. Особенно если ребенок стал поникшим, замкнутым. Выяснять, что случилось, и помогать разобраться в ситуации.
- Корректировать настораживающие моменты. Например, если заметили, что ребенку нравится обижать слабых или наблюдать за жестокими сценами. В случае необходимости подключать специалистов.
- Иметь четкую позицию по некоторым вопросам, ее же транслировать дома: в насилии всегда виновата только одна сторона – насильник. И речь и о сексуализированном насилии, и о буллинге в разных его проявлениях, и о домашнем насилии. Ни внешние отличия жертвы, ни ее одежда, ничто не должно быть поводом для физических или моральных издевательств. И совершенно точно ничто не оправдывает действия насильника.
- Учить тому, что отличаться от других совершенно нормально. И своим примером это показывать: не высмеивать при ребенке того, кто, по вашему мнению, странно одет. Не относиться пренебрежительно к инвалидам (хоть физическим, хоть умственным).
- Обсуждать, что уважение, а не страх помогает сформировать самый крепкий дружеский круг.
- Донести мысль, что защищаться можно и нужно, мстить – очень плохая затея, которая разрушает самого мстителя.
- По мере взросления разговаривать о различных трагических событиях. Не погружать в мир бесконечных бед, но научить замечать чужую боль.
Давайте научим детей выстраивать здоровые отношения с окружающими. Такие, в которых есть личные границы и уважение. А еще, конечно же, эмпатия. Но ей можно научить, только бережно и внимательно относясь к самому ребенку.