Жизнь ребенка сопровождается кризисами: он растет, начинает узнавать мир и учится понимать собственные эмоции, и не всегда это бывает просто. Родителям не легче: порой мы не понимаем, что хочет ребенок, почему он так себя ведет, почему он стал манипулировать, врать или постоянно капризничать? Чтобы ответить на эти вопросы, стоит разобраться с этапами развития личности.
Ребенку 2 года
Ребенок учится говорить, а значит он уже может отвечать на ваши просьбы. И обычно из его уст звучит уверенное “нет!”. Он уже понимает, что независим от мамы, он — отдельный человек, и своими отказами показывает это. Что делать? Набраться терпения и вести себя как мудрый взрослый человек. Не хочет убираться? Превратите это в игру: “Давай кто быстрее уберет все игрушки?”. Проявляйте больше внимания к чувствам ребенка, успокаивайте его и жалейте, а не ругайте за то, что он чувствует.
Ребенку 4 года
Ребенок может начать грубить. Вы говорите одно, а он отвечает по-хамски, а иногда и может оскорбить. Мама чувствует обиду и гнев, она не знает, что делать. Здесь главное — не отвечать также. Почему ребенок так себя ведет? В его жизни появляется садик, дополнительные занятия, и он может попросту устать или наоборот, ему может не хватать активности. Иногда и детям надо дать время побыть наедине с собой. Например, поиграть или посмотреть мультики. Чтобы у ребенка было меньше поводов срываться на других, не забывайте про тактильный контакт. Если он вас оскорбляет, стоит, когда эмоции утихнут, провести беседу и дать понять ребенку, что его слова вас обижают. “Тебе было бы приятно, если бы я кричала на тебя? Нет? Вот и мне больно слышать твои слова!”.
Ребенку 5 лет
5 лет — самое время показывать ребенку, что за свои поступки нужно нести ответственность. Например, если он не хочет убирать за собой игрушки и устраивает истерики в магазине, стоит показать ребенку, что такое поведение будет иметь свои последствия. “Мне очень жаль, но я вынуждена отключить дома интернет, чтобы ты понял, что нельзя сидеть в нем постоянно”.
Ребенку 6 лет
Раньше он мог сам пойти мыть посуду, а теперь отказывается, помогал по дома, а теперь даже не может заправить свою кровать. Ребенок все чаще взаимодействует с другими детьми, а в их мире не принято слушать старших, показывая тем самым свою крутость. В этом возрасте не стоит давать ребенку альтернативы: никаких вопросов, только конкретные просьбы, которые он должен выполнить. Напоминайте ребенку о семейных ценностях и взаимопомощи своим примером.
Воспитание детей — непростая задача, но иногда достаточно войти в положение ребенка и понять его мотивы, чтобы наладить контакт.