В сети можно найти множество материалов, посвященных обучению чтению. Мы сделали для вас выборку самых эффективных и рекомендуем отталкиваться не только от особенностей методики, но и от индивидуальных качеств вашего ребенка.
Аналитико-синтаксический
Основу методики можно изложить структурно: звук — буква — слог — слова — предложение. То есть вы постепенно изучаете и алфавит, и слова, и учитесь составлять предложения. С помощью этого метода дети получают первоначальные знания о фонетике, что потом помогает в усвоении грамматики и орфографии.
Буквосослагательный метод
Пришел к нам от зарубежных педагогов. Сначала изучаются буквы как единицы чтения, а затем из них учат составлять слова. В нашей стране этот метод используется при обучении по системе Монтессори.
Для начала ребенок учится писать с помощью специальных рамок, окрашивает их. Звуки в дальнейшем соотносятся с символами, все происходит на слух, чтобы ребенок мог обвести контур названной буквы. Понимая взаимосвязь между звуками и буквами, ребенок учится складывать из них слова, фразы и предложения. В процессе обучения используются различные материалы: ткань, дерево, пластик. Методика связана с параллельным развитием мелкой моторики, логического и творческого мышления. К минусам можно отнести относительную дороговизну такого метода: нужно приобрести различные материалы, чтобы следовать методике.
Смешанная слоговая методика
Главный упор в этой методике делается и на фонетический разбор слов, и на аналитический подход. Ребенок запоминает звуки без особых методик, а внимание уделяется изучению букв, потом слогов, слов, фраз и в последнюю очередь — предложений. Буквы изучаются не с их названия, а по звукам ( б = бэ, г = гэ, п = пэ). Такой метод подходит для обучения ребенка словам и дальнейшему чтению с 1 года. Можно использовать игровую форму, чтобы ребенку не надоедало. Метод не требует финансовых вложений, только вашей фантазии и методичек, которые можно найти в интеренете.
Как говорилось выше, методик много, и главное ориентироваться на ребенка. Мы бы порекомендовали попробовать по очереди разные, наблюдая за эффектом и реакцией детей.