Как найти баланс между воспитанием и соблюдением личных границ ребенка? Как привить правила поведения, научить базовым вещам, которые пригодятся в жизни, но не потерять при этом доверие ребенка? Напоминаем техники мягкого убеждения, которые помогут найти подход к ребенку, сохранив при этом доверительные отношения с ним.
- Показывайте, что вам не все равно на мнение ребенка. Слушайте его аргументы, давайте право выбора. Когда идете в магазин за продуктами, пусть сам иногда выбирает хлеб, что-то к чаю и т. п. При оформлении комнаты, позвольте ему подбирать обои, мебель, принадлежности. Тогда в каждом вашем совете, даже если какой-то противоречит точке зрения ребенка, он не будет видеть лишь желание надавить.
- Поддерживайте зрительный, а иногда и физический контакт при беседе с ребенком. Не нависайте над ним с грозным видом, даже если предстоит серьезный разговор. Не смотрите в упор. Сядьте рядом или возьмите ребенка на руки. Или же, стоя, приобнимите ребенка. Так вы лишний раз покажете, что цените и его самого, и то, что он думает.
- С детства воспитывайте привычки, своим примером показывая, что большую часть времени они не в тягость. Понимаем, после рабочего дня сложно с радостью на лице готовить, если порой нет сил даже просто умыться. Но если вы хотите, чтобы бытовые задачи не вызывали у ребенка отвращение, сами не выполняйте их с недовольством. Идете чистить зубы – порой зовите за компанию. Моете пол – иногда просите помочь (даже если ребенок маленький, и за ним придется перемывать).
- Время от времени позволяйте лениться. Вы же тоже не всегда хотите мыть посуду, верно? Вот и не закладывайте в голову ребенка программу «Не хочешь, а надо» – она очень часто приводит к тому, что и во взрослом возрасте человек в итоге соглашается даже на то, что ему не по душе. Просто скажите: «Не хочешь, не делай сейчас. Займешься завтра». Конечно, не все можно отложить, но то, что можно – порой даже полезно.
- Находите альтернативы. Ребенок гиперактивный – запишите в спортивную секцию, где нужно много двигаться. Не хочет вытирать пыль – предложите сложить вещи, но не приказав, а сказав, что просите о помощи.
- Хвалите и отмечайте его успехи, показывайте, что вам нравится заниматься делами вместе. «Какое интересное сочинение ты написала», «Какой крутой гол ты забил сегодня», «Ты такое красивое поздравление придумал», «Спасибо, что помог(ла) мне с уборкой», «Я так рад, что ты пошел со мной: и помог, и веселее» и т. д.
- Соревнуйтесь. Не всегда, конечно, и не во всем, но, например, можно поспорить, кто быстрее сложит вещи в чемодан или вытрет пыль в одной из комнат.
Пусть эти рекомендации помогут вам сделать общение с детьми еще приятнее и плодотворнее.