Подходящих абсолютно всем семьям советов на этот счет нет и быть не может, поскольку слишком много переменных. Все мы живем в разных районах: благополучных и не очень. В домах с отличающими территориями вокруг: или одни дороги, или же есть детская площадка и шлагбаумы. Наконец, сами дети и физически, и психологически не идентичны друг другу. Но, конечно, есть общие рекомендации специалистов о том, соблюдение каких правил поможет отпустить ребенка на улицу и не переживать (как минимум, не так сильно). Обратите внимание на следующие моменты:
- Хочет ли ребенок гулять самостоятельно. Некоторые дети уже в 5 лет просятся на улицу без взрослых. Другим – требуется больше времени на то, чтобы такая потребность возникла.
- Готов ли он психологически. Может ли сам понять, не хочет ли в туалет, не слишком ли ему жарко или холодно, не голоден ли. Многие сейчас вспомнят, что полдетства бегали на улице, игнорируя потребности своего организма (вы что, домой же загонят). Очень важно проследить, чтобы у вашего ребенка не было такой же установки в голове.
- Уверен ли в себе. Слишком застенчивым детям сложнее включиться в игру со сверстниками и делать многое из того, о чем мы напишем ниже.
- Знает ли базовые правила безопасного поведения на улице. Из серии: не выбегать ли дорогу, переходить ее только в положенных местах (предварительно посмотрев по сторонам), не заходить в подъезд с незнакомцами и так далее. О них, кстати, очень доступно даже для детей написано в книгах Лии Шаровой «Стоп Угроза. Безопасный мир», «Стоп. Угроза. Безопасный город».
- Ориентируется ли на ближайшей местности. Каким бы послушным не был ребенок, а родители – бдительными, ситуация, что ребенок, заигравшись, ушел в тот же соседний двор, может произойти. Детям необходимо знать, как вернуться к своему дому, а не уйти еще дальше, растерявшись.
- Умеет ли действовать в разных ситуациях. Перечисленные ниже знания и навыки нужно неоднократно повторять и отрабатывать с ребенком. Перед тем, как начать выходить на улицу без взрослых, дети должны:
- усвоить, что уходить куда-то можно только с членами «круга своих» (их не может быть много. В него входят лишь те, кому вы безоговорочно можете доверить жизнь своего ребенка);
- уметь звонить по телефону и помнить важные сведения о себе. К ним относятся: свои имя и фамилия и родительские, домашний адрес, телефоны людей из «круга своих»;
- усвоить, что быть добрым хорошо, но взрослые посторонние люди не должны просить помощи у детей. Поэтому правило про «круг своих» действует всегда, даже если помочь достать котенка попросил сосед. Пожалуй, единственное исключение, которое можно допустить (и то при определенных условиях, с определенного возраста ребенка) – если посторонний просто просит вызвать скорую. Но не идти куда-то с ним даже для этой цели! И как раз потому, что мир не черно-белый, на наших тренингах мы разбираем разные случаи. Такой подход помогает научить детей отличать потенциально опасные ситуации от безопасных;
- узнать, к кому и куда обращаться за помощью (например, в многолюдные места);
- научиться говорить «нет» и кричать, зовя на помощь;
- запомнить, что в целях самозащиты не только можно, но и нужно кусаться, пинаться, всячески отбиваться от преступника.
И, конечно, начинать отпускать ребенка одного на улицу нужно постепенно. Сначала это игры на детской площадке перед домом с периодическим родительским контролем. Затем это может быть, например, поход в ближайший магазин (первый раз родители идут где-то недалеко, но незаметно для ребенка). И убедившись в том, что уроки безопасного поведения на улице ребенок усвоил, вы сможете разрешить ему быть более самостоятельным.