
Если дословно, скам – это мошенничество, жульничество. В России этим словом чаще называют аферы в сфере онлайн-бизнеса либо интернет-мошенничество в отношении простых обывателей. Если конкретнее про рядовых граждан: преступники обманным путем заставляют людей добровольно отдать деньги или раскрыть свои личные данные.
Наиболее частые ситуации, с которыми может столкнуться человек:
- Если друг оказался вдруг… Мошенник втирается в доверие, а затем рассказывает плачевную историю о нагрянувшей беде (необходимости в срочном лечении, неприятностях, грозящих физической расправой и так далее).
- Если продали воздух. Когда деньги вымогаются (или даже вы их уже перевели) за товары и услуги, которые никогда не получите. Эта история часто связана со всякими интернет-марафонами, тренингами. Сначала с возможных участников «не имеющего аналогов» курса собирают деньги. А затем старт этого тренинга, «без которого ваша жизнь не станет лучше», бесконечно переносится. Отдельно можно вспомнить гадалок, ясновидящих и прочих подобных личностей, которые принимают оплату, обещают решить все ваши проблемы с помощью амулета или просто заговора. В итоге, конечно, ничто из этого не работает (иногда всевозможные кулоны даже не доходят до заказчика). И добавим еще про недобросовестных онлайн-продавцов, которым люди, еще не получив товар, переводят деньги. А потом вместо тех же платьев доверчивые покупатели получают коробку, набитую газетами. Это, конечно, не все варианты, но одни из самых распространенных, когда мы, потребители, платим, но получаем «пустышку».
- Если обещают озолотить (ну, или хотя бы тостер просто так подарить). Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не натыкался на отдельные интернет-страницы с розыгрышами якобы от крупных компаний, предлагающих товары и услуги. На деле, проверив информацию на официальных сайтах поставщиков, понимаешь, что никакой акции нет, розыгрыш не проводится, и ты завтра негаданно-нежданно не станешь владельцем нового автомобиля или хотя бы холодильника. Но многие, поверив в розыгрыш или акцию, наспех вводят свои персональные данные или даже данные карт на этой странице, созданной мошенниками. Не хотим никого обидеть, но всевозможные розыгрыши, о которых пишут известные блогеры/звезды, тоже не всегда оказываются реальными. Будем честными, известен не один случай, когда за громкими обещаниями и красивыми фотографиями с селебрити оказывались лишь мошеннические схемы.
Так как же защитить себя от скама?
- Узнавать о компаниях и лицах, продающих что-то или проводящих розыгрыш. Иногда первый же ответ на поисковый запрос о какой-то конкретной фирме выдает множество комментариев со словами «ОСТОРОЖНО, МОШЕННИКИ!».
- Всегда обращать внимание на адрес ссылки. Сверять, чтобы это был официальный сайт нужного вам поставщика товаров или услуг. Часто написание адреса отличается буквально в один символ. При этом дизайн мошеннической страницы полностью совпадает с оригинальным. Или отличается так, что невооруженным глазом отличия и не заметить. Рассказываем реальную историю близкой знакомой. Девушка откликнулась на объявление о продаже детских вещей на одном из популярных сайтов объявлений. Продавец, которому девушка написала ЛС на этом ресурсе, предложил перейти для дальнейшего обсуждения в WhatsApp (мол, удобнее). Затем он там же, в мессенджере, скинул ссылку на якобы страницу оформления безопасной доставки от сайта объявлений. Перейдя по ней (оформление страницы точно совпадало с оформлением сайта объявлений), девушка-покупатель, не задумываясь, ввела данные своей карты. Через короткое время деньги с ее карты были похищены, а «продавец» перестал выходить на связь.
- Никогда не переходить по неизвестным ссылкам, которые Вам сбрасывают незнакомые/малознакомые люди и даже близкие. Пожалуй, мало кто не говорил своим старшим родным нечто из серии «Мама, это мошенники, не открывай ничего». Конечно, к этому пункту можно придраться: а как же ссылки на смешные ролики на ютуб, на классные посты в инстаграм и прочее подобное? Безусловно, мы не говорим, что интернет – зло, а что не ссылка, то средство для обмана. Но нужно быть бдительным. И, например, страницы обо всяких акциях и розыгрышах точно не стоит открывать, не удостоверившись в их правдивости (заходите на официальные сайты компаний, звоните по официальным телефонам). Запомните: мошенники часто играют на эмоциях, поэтому громкие фразы и обещания – их все. И еще маленькая подсказка: обычно первая выдача на поисковый запрос с названием компании в браузере – это и есть официальный сайт. Но не всегда! Слепо следовать и этой рекомендации не стоит. Поэтому если компания малоизвестная, а онлайн-покупка будет крупной, можно предпринять комплекс мер: зайти в Википедию (хоть и она – не истина в последней инстанции), поискать статьи о компании в надежных источниках, наконец, съездить в офис компании, запросить юридические данные (и проверить их на сайте ЕГРЮЛ). Как бы банально не звучало: помните, что поговорка «бесплатный сыр бывает только в мышеловке» очень актуальна, когда речь идет о финансовых операциях в интернете. От себя добавим: «практически бесплатный сыр» (удивительно низкие цены) тоже обычно не говорят о надежности продавца.
- Не вводить персональные сведения и данные карт, не удостоверившись в надежности продавца и корректности сайта. Все личные и финансовые сведения вводим только на официальных сайтах проверенных поставщиков товаров и услуг. Как можно проверить компанию, дали подсказки в пункте 3.
И хоть обычные звонки и не относятся к скаму, не можем не упомянуть. Никогда и никому постороннему не сообщайте номера своих карт, пин-коды и CVV-коды от них в разговоре по телефону! Мошенники часто звонят и представляются сотрудниками банка. Врут про то, что пытаются защитить ваши деньги, мол, кто-то пытается их похитить. Но ни один сотрудник банка ни для каких целей не имеет права запрашивать такие сведения! Даже специалисты служб безопасности. И если потеряли карту, а ее нашел сосед, тоже рекомендуем заблокировать, разрезать и выбросить (неизвестно, кто видел ее до этого).
Желаем, чтобы ситуаций мошенничества в ваших жизнях было как можно меньше, но призываем быть осторожными.
Мы в соцсетях