Соблюдение правил безопасности в общественном транспорте – тема, которую стоит обсуждать с детьми не только в школе, но и дома. Напоминаем, что следует, можно и нельзя делать при поездке в троллейбусе, на автобусе или в метро.
Заранее выходить из дома. Пожалуй, главное правило, с которого хочется и необходимо начинать уроки безопасного поведения в общественном транспорте. Потому что как раз опоздания – причина «забегов» за транспортом, запрыгиваний в уходящий вагон и прочего подобного. Приучайте ребенка планировать свое время так, чтобы он спокойным шагом мог дойти до остановки и подождать нужный автобус. Всегда в запасе должно быть некоторое время, чтобы даже в случае задержки транспорта не нервничать, не совершать потенциально опасные действия.
Заранее изучить и обговорить с ребенком наиболее безопасные маршруты из школы и других постоянно посещаемых им мест.
Договоритесь, чтобы он не отклонялся от них. А если уж необходимо, пусть предупреждает вас или хотя бы одного члена «круга своих».
В темное время суток стоять только на хорошо освещенных остановках рядом с другими людьми. Например, той же зимой темнеет очень рано. И если вдруг остановка, хоть и освещена, но пуста, детям нужно предупреждать родителей об этом.
Избегать пустых автобусов, троллейбусов.
Носить светоотражающие элементы.
Заблаговременно готовить деньги на проезд. Свободных сидячих мест может не оказаться, а искать деньги или карточку в рюкзаке, когда транспорт уже едет – не лучшая затея.
Не обходить транспорт сзади и близко спереди. Есть такое понятие «слепая зона» – непросматриваемая часть дороги. Водитель может просто не увидеть движущийся объект и совершить наезд. Да и тормозной путь не всегда достаточный: водитель, даже заметив человека, может не успеть затормозить.
Не бегать по эскалатору. Каждый день, особенно по утрам, в метро можно увидеть людей, стремительно бегущих вниз по эскалатору. Но это (без запугиваний), и правда, очень опасно.
Не стоять близко к краю платформы или к проезжей части: окружающие могут не нарочно толкнуть, есть вероятность оступиться, машина может съехать с дороги и так далее.
Когда транспорт подъезжает, не толкаться, не стоять в первом ряду (можно упасть под колеса).
Не бежать за маршруткой.
Не вбегать в закрывающиеся двери. Легко прищемить ту же одежду, ремень от сумки, наконец, самому получить травму от удара дверями.
Не выходить и не входить, если транспорт движется.
Держаться за поручни. Но ни в коем случае не облокачиваться на поручни эскалатора.
Не ставить на ступени эскалатора личные вещи и не сидеть на них.
Не высовывать руки, голову, другие части тела, а также личные вещи в окно. И мы сейчас не жалеем ту же зимнюю шапку. Дело лишь в том, что следом за любой вещью при контакте с другим предметом может потянуть и самого человека.
Не пытаться самостоятельно открывать двери транспорта, не облокачиваться на них и по возможности не преграждать к ним путь.
Не отвлекать водителя.
Не бегать, не кричать, не шуметь. И это не только про комфорт окружающих, но также про безопасность. Водителю сложнее сконцентрироваться на дороге, если в кабине хаос.
Выходить и входить в транспорт, крепко держа ребенка за руку.
Не спать, так как при резком торможении можно получить травму. И, да, конечно же, мы понимаем, что утомленный ребенок часто отключается в дороге за минуту, а будить жалко. И толка, если он сам будет держаться за поручни в таком сонном состоянии, тоже нет. Просто призываем быть чуть более внимательными к детям, уснувшим в транспорте.
Не пользоваться самокатами, роликами и прочим средствами передвижения в вестибюле метро.
Держать на виду свои вещи.
Не нажимать без надобности аварийную кнопку.
Провозить животных только в специальных переносках. Если животное выпрыгнет из ваших или рук ребенка, что ребенок сделает? Правильно. Он побежит следом, не замечая ничего вокруг, рискуя собственной безопасностью. И это не считая того, что даже небольшое животное способно сбить с ног и взрослого человека. В общем, выпрыгнувший из рук пушистый друг может стать причиной массы самых неприятных ситуаций.
Уступать место пожилым, беременным и инвалидам. Этот пункт, скорее, не про личную безопасность, а про безопасность людей, чуть больше нуждающихся в заботе окружающих. Но давайте и про такие вещи не будем забывать, устраивая детям уроки безопасности.
Можно тысячу раз повторить, что вбегать в движущийся транспорт запрещено. А затем, опаздывая куда-то, сделать это, показав ребенку, что правила можно нарушать, «если очень надо». Предлагаем и нам, взрослым, не пренебрегать мерами, о которых сегодня вспомнили. Тогда, видя положительный пример, дети скорее обретут привычки, делающие их перемещение по городу более безопасным.