Хорошо, если ребенок не подвержен боязни всего вокруг, проявляет интерес к людям и событиям. Но чрезмерная открытость – не благо, если мы говорим о детской безопасности. Необходимо, чтобы дети умели распознавать потенциально опасные ситуации. Что же делать, если ребенок очень доверчив?
- Соблюдать личные границы ребенка. Если ребенок не хочет сейчас обниматься, пожалуйста, не настаивайте! Как он научится отстаивать себя, если даже близкие не уважают его желания?
- Научить «правилу нижнего белья». Нужно рассказать, что никто не должен касаться его в тех местах, которые закрыты нижним бельем. Купание малыша мамой или папой и осмотр врача – исключения. Но эти два примера – едва ли не весь список исключений из «правила нижнего белья».
- Обсудить, что есть «круг своих», и только с этими людьми можно куда-то идти. Конечно, мир не черно-белый, будут редкие исключения: например, если весь класс вместе с учителем идет на какое-то мероприятие. И как раз такие ситуации наши тренеры разбирают с детьми. Чтобы ребенок понимал разницу между уровнем опасности в случаях из серии «учитель позвал меня одного куда-то вне уроков» и «мы всем классом пошли на спектакль».
- Договориться, чтобы не разговаривал с посторонними и не принимал ничего от них в дар. Без вашего присутствия дети не обязаны вступать в диалог даже с близко знакомыми взрослыми. «Извините, мне родители не разрешают говорить со взрослыми без них» – подобная фраза должна быть дежурной.
- Повторить правила безопасного поведения на улице. Видит подозрительного человека, следующего за ним – заходит в людное место (в тот же магазин), обращается к сотрудникам, звонит сам или просит связаться с родными. А еще важно, чтобы ребенок выбирал безопасные маршруты: людные, хорошо освещенные. Такие, о которых договорился с родителями. А при отклонении с привычного пути, чтобы сообщал кому-то из «круга своих».
- Повторить правила безопасного поведения в лифте и в подъезде. Что перед тем, как заходить в подъезд, следует звонить кому-то из родных на телефон или в домофон. В подъезд и в лифт с незнакомцами нельзя заходить. А если посторонний уже внутри, необходимо подождать, пока тот уйдет.
- Обсудить, чтобы не открывал дверь постороннему, когда один дома, даже если тот представляется сотрудником полиции, доктором и т.п.
- Научить говорить «нет». Даже бабушке из соседнего подъезда, которая плачет, мол, самой до дома не дойти. Взрослые должны обращаться за помощью ко взрослым.
- Рассказывать, почему все перечисленные правила важны. Не показывать ужасающие картинки, не описывать в красках. Но обсуждать ситуации, которые происходят с детьми. Чтобы ребенок понимал: эти правила – не следствие чрезмерной родительской опеки, а то, чем, действительно, не стоит пренебрегать.
- Практиковать все описанное выше. Не делать такие тренировки частью строгого расписания, но нет-нет и проверять в действии, как ребенок усвоил правила. А еще: будем рады видеть детей на наших тренингах. Ведь им куда проще усваивать жизненно важную информацию в процессе игры, обсуждения не только со взрослыми, но и своими сверстниками.
Давайте вместе позаботимся о формировании у наших детей баланса между доверием и бдительностью!