А где вы поставите запятую в фразе “дрессировать нельзя разговаривать”? Для ответа на этот вопрос давайте разберемся в отличиях дрессировки от воспитания.
“Отойди!”, “Нельзя!”, “А ну-ка положи на место”, “Ешь! Я сказала!” — согласитесь, такие команды больше напоминают дрессировку щенка или котенка. Но наверняка каждый из нас обращался так и с ребенком: приказывал, повышал голос. Иногда куда проще сказать “нет” и закончить бессмысленный диалог, чем сесть рядом, и спокойно, без эмоций и ругательств объяснить, в чем ребенок не прав или почему маме иногда приходится запрещать ему какие-то вещи.
Безапелляционное “нет” или “виновен” не дает ничего, а способность общаться, слышать и слушать — пропадает. Ребенок не знает, почему нельзя, он только понимает, что определенные действия приведут к негативной реакции со стороны мамы, и лучше вообще, наверное, врать ей.
Рассмотрим это с точки зрения безопасности. Например, ребенок познакомился с кем-то в сети. Он еще не знает, грозит ли ему опасность (а может и не думает об этом), и ведет диалог. На все вопросы мамы о том, с кем он общается, ребенок врет: “болтаю с одноклассником”. Почему? Например, у него уже была ситуация, когда он рассказал о переписке и его наказали. Но он так и не понял, в чем причина.
К чему приведет разговор мамы и ребенка? Если объяснить ребенку последствия общения с незнакомцами, исход подобных ситуаций может быть совершенно иным. Ребенок понимает причинно-следственные связи, осознает, к чему может привести то или иное общение. Он не боится поделиться с мамой, если ему угрожают, шантажируют или он когда-то совершил ошибку в общении. Именно диалог помогает установить доверительную связь между ребенком и родителем. Да, это отнимает время, силы, не всегда получается сразу прийти к общему знаменателю, но это позволяет избежать опасных ситуаций, предупредить ребенку, дать ему необходимые знания.
Так где вы поставите запятую во фразе “Дрессировать нельзя разговаривать”?