Этот вопрос не единожды задавали тренерам и руководителю школы детской безопасности «Стоп Угроза», Лии Шаровой. И, на самом деле, есть всего одна, практически волшебная вещь, которая лучше всего помогает понять, а как же надо давать советы правильно.
Подумайте, ведь если потерял телефон, поцарапал машину, испортил какую-то вещь, как мы реагируем? Правильно, мы расстраиваемся. Для нас это неприятности. И даже если мы осознаем, что сами – их причина, это не дает контроля над эмоциями.
Мы расстраиваемся, когда забываем о чем-то, обманываем, сплетничаем, срываемся. Когда вдруг понимаем, что слишком много прокрастинируем вместо реальных действий.
Мы расстраиваемся, когда коллега в очередной раз срывает сроки задачи.
Мы расстраиваемся, если мошеннику удается обвести нас вокруг пальца.
Если вдруг наша задумка осуществляется не так, как хотелось.
Если приходится перенести долгожданный отпуск.
«Если друг оказался вдруг и не друг и не враг…».
И можно перечислять до бесконечности, из-за чего мы огорчаемся и иногда опускаем руки. Но при этом мы точно знаем, какую поддержку хотели бы получить. Не «да ладно тебе, это всего лишь…». А искренние внимание и вопросы из серии «Как ты?», «Может я могу помочь?», «А давай вместе подумаем, как быть?».
А еще обнимашки и вкусный какао или вино. Предложение посмотреть доброе кино или прогуляться по вечернему городу. То, что отогреет нас в этот непростой момент. Да, даже если мы сами в нем виноваты.
И, конечно, помощь. Реальную. Деньгами, идеями, готовностью посидеть с детьми, помочь разгрузить коробки, – всем, что конкретно в этой ситуации станет подспорьем.
Ведь хороший совет не должным быть обесценивающим, снисходительным. Он про искреннюю заинтересованность и готовность помочь. Никак иначе.
И детям нужно абсолютно то же самое. Не наставления с позиции «умудренного опытом взрослого».
А знаете, почему мы не осознаем этого?
Все просто: их неприятность – наша проблема. И нам, родителям, совсем не по вкусу то, что в копилку повседневных забот добавится еще одна. Особенно такая, которая, по нашему мнению, не стоит и минуты переживаний.
Вот так, когда назревает очередная проблема для нас, мы забываем, что для ребенка это боязнь, беспомощность, обида, злость, горечь. Все то, что испытываем мы, столкнувшись с неприятностью.
И первое, к чему нужно прийти: любая ситуация – это сначала неприятность ребенка, а только потом наша проблема. Поэтому, чтобы дать верный совет, нужно руководствоваться банальным, но самым важным правилом. Вести себя ровно так, как вы хотели бы, чтобы вели себя по отношению к вам в неприятной ситуации.
Не твердить «а я же говорил(а)», не упрекать, мол, это все твоя рассеянность и невнимательность. Не угрожать: «потом поговорим».
То, что неприятности детей – это проблемы родителей, вполне логично. И реагировать на них нужно, как на значимые события. С участием, заинтересованностью. А еще – решать проблему, вместе разбираясь в ней и продумывая план действий.
Подрался, оказался в плохой компании, получил двойку, потерял дорогой телефон, рассталась с парнем или просто разбил(а) коленку. Как мы обычно реагируем? Верно, высказывая претензии и читая нотации. А еще наказывая. Напрочь забыв о том, что эта проблема – их неприятность. И вот так ребенок остается наедине со своими мыслями, по сути – наедине с неприятностью. Ведь, да, можно договориться с родителями побитого мальчика, написать бывшему парню дочери, чтобы больше не приближался, и так далее, но это не мешает неприятности пожирать ребенка изнутри.
Но подумайте, каково это – жить без возможности оступаться и набивать шишки? Без понимания со стороны тех, кто, по сути, самый близкий? Давайте не забывать, что то, что одному кажется мелочью, для другого – причина сильных, глубоких переживаний. И наши дети больше всего нуждаются в нашей поддержке.
Предлагаем поразмышлять об этом и поделиться мыслями.