Дети постоянно творят (и что-нибудь вытворяют). Они пока свободны от оценочных суждений со стороны, не имеют по этому поводу комплексов и ограничений. Творческая деятельность в свою очередь развивает фантазию, успокаивает и развивает личность. Прекрасно, не правда ли? Давайте разберемся, как не убить творческое начало в ребенке?
- Не навязываем досуг, а спрашиваем, чего хочет ребенок. “Он выберет планшет” — возразите вы, ведь реальность иногда такова, что дети не хотят ходить в музеи, на выставки или в театр. В этой ситуации можно поступить хитрее: пусть ребенок выберет времяпрепровождение из нескольких вариантов, которые вы озвучите. Ведь в вашем списке не будет залипания в телефоне?
- Творчество должно дарить ощущение свободы. Если девочку ведут на танцы, а она хочет рисовать, вряд ли первое будет приносить удовольствие. Если мальчик хочет попробовать себя в театральном кружке, а вы решили, что это не мужское дело и лучше записаться на бокс, это тоже не сделает ребенка счастливым.
- Оставляйте место для фантазий ребенка. Пусть он рисует то, что хочет, лепит так, как видит. Творчество — это не правила, а способ самовыражения. Он еще столкнется с оценками в школе, так почему бы не сделать так, чтобы семья ассоциировалась с людьми, которые принимают его и не пытаются обесценить сделанное?
- Инициируйте игры, где может раскрыться воображение. Это практически все, которые не связаны с виртуальным миром компьютерных игр.
- Когда читаете, спрашивайте, как ребенок представляет себе услышанное. Это хорошая тренировка для развития воображения.
- Не критикуйте. Не сравнивайте. Не смейтесь над результатом работы. Казалось бы, это настолько очевидные правила, что и не надо расшифровывать? Вспоминайте о них, когда хотите что-то сказать ребенку.
Оценочные суждения — это то, с чем мы и наши дети сталкиваются ежедневно. Давайте подарим ребенку ощущение радости от творчества, свободное от чьего-либо мнения?