Наблюдаем картину: ребенок перестал испытывать интерес к учебе, нехотя делает (или вообще не делает) домашние задания, копится недовольство со стороны учителей. Что это: переходный возраст, апатия, потеря мотивации? Какой бы ни была причина, давайте постараемся разобраться в ней.
- Если этот период совпал с переходом в среднюю или старшую школу, другое учебное заведение, сменой коллектива, то потеря мотивации — это нормальное дело. Ребенок в этот момент сосредоточен на поиске новых социальных связей, адаптации к новым для себя условиям. Дайте ему немного времени, чтобы он мог понять, что новая обстановка не несет никакой опасности или дискомфорта.
- Подростковый возраст бьет не только по гормональному фону ребенка, но и по его сознанию. Он уже достаточно самостоятельный, но все равно не хватает свободы. У него уже много обязанностей, но пока еще мало что поддается полному контролю. Этот период может вызывать противоречивые чувства, желания самоутвердиться или высказать протест. Согласитесь, совсем не до учебы. В непростой переходный период ребенку как никогда нужна поддержка родителей, даже если он всем видом показывает обратное. Будьте рядом, показывайте и доказывайте, что он всегда может на вас положиться.
- Что касается учебы, ребенку важно понимать для чего вообще стоит прилагать столько усилий. Найдите достойные примеры, на которые он сможет равняться. Также стоит понимать и самим, и обсудить с ребенком, что важны не столько оценки, сколько знания, стремление приобретать новый опыт и умение пользоваться теми навыками и умениями, которые дает школа.
- Говорите об ответственности: выбора, поступков, решений. Чем больше мы берем на себя, тем меньше мотивации у ребенка что-то пробовать, получать опыт, совершать ошибки и учиться на них.
Пересмотрите и собственный подход. Если вы требуете только высших оценок, задайте себе вопрос: а зачем это вам или вашему ребенку? Станет ли ваш ребенок счастливее, успешнее, если будет только добиваться хороших оценок, но не запоминать то, что выучил, уже на следующий день? Определитесь с приоритетами, обсудите их с ребенком и это может стать началом нового витка в обучении детей.