Школа на долгие 11 лет становится вторым домом для ребенка. Здесь он не только получает знания, но и учится общаться с людьми, заводит друзей, приобретает навыки поведения в различных ситуациях. Учитель становится наставником, авторитетом, но, к сожалению, не все педагоги могут похвастаться уважительным отношением к детям. Давайте разберем ситуации, в которых ребенок может, а иногда и должен, не давать ответ учителю.
- Финансовые вопросы. “Почему ты не сдаешь деньги на ремонт?” “Неужели родители не могут купить тебе новую обувь?” “Почему ты не ешь в столовой, родители не дают денег?” Все вопросы, связанные с финансами, учитель должен решать с родителями, чтобы не ставить ребенка в неловкую ситуацию.
- “Опять в туалет? Потерпишь!”. Важно объяснить ребенку, что он не должен оправдываться или терпеть нужду. Конечно, поднять руку и спросить разрешение — это норма для многих школ, некий ритуал, при котором нормально лишь отпустить ребенка. Если этого не происходит, поговорите с учителем.
- Вопросы, которые касаются внешнего вида. Если правилами вашей школы не предусмотрено ношение формы, то ребенок волен носить то, что ему купили родители. Конечно, речь не идет об откровенной одежде, но вопросы и намеки учителя на то, что одежда некрасивая, не по фигуре или выглядит дешево — это не профессионально.
- На уроках физкультуры случаются разные диалоги. Один учитель может не поверить, что у девочки критические дни, другой, что освобождение от урока — «липа». Есть справка от врача? Да? Не должно быть вопросов от учителя.
- Религиозные темы. Это достаточно личное, чтобы обсуждать веру даже с учителем. На уроках дети проходят историю государств и религий, и такие обсуждения вполне нормальны, но при личном общении или вне контекста занятий, подобные темы поднимать не стоит.
Как определить список тем, о которых не должен спрашивать учитель? Все достаточно просто — в “мире взрослых людей” не всегда уместно обсуждать размер зарплат, религию, финансовые приоритеты, “туалетные темы”. Согласитесь, обо всем об этом мы разговариваем либо с близкими людьми, либо не поддерживаем диалог, когда собеседник переходит границы. То же самое касается и взаимоотношений учитель-ученик, ребенок не обязан отвечать на личные или неудобные вопросы, даже если их задает педагог.