Представим ситуацию: ребенок ведет себя своенравно, не признает авторитетов, во всем ведет себя так, как захочет. Узнаете? Может быть и ваш малыш проявляет подобные черты своего характера? Давайте постараемся разобраться, а нужны ли авторитеты ребенку?
Авторитет — это некто, кто может стать примером, вдохновить,к чьему мнению будет полезно прислушиваться. Обычно авторитетом для ребенка являются родители, причем безусловными. Он копирует поведение, старается вести себя также как мама или папа, не понимает, почему его ругают за то, что обычно делают и родители.
Ребенок растет, начинает критически мыслить и может пересмотреть свое поведение. Иногда ему вдруг начинает казаться, что умнее его нет, а все вокруг лишь стараются подчинить его себе, внушить свое мнение. Что делать в таких ситуациях? Для начала постарайтесь наладить общение: доверительно, без назиданий и упреков, без порицаний и скучных монологов. Если ребенок уже может анализировать, постарайтесь заставить его задуматься над тем, что его поведение может казаться предвзятым, высокомерным. Понравится ли ему, если с ним будут вести себя также?
В процессе подобных разговоров можно выяснить, что у ребенка все-таки есть авторитеты, люди, к мнению которых он прислушивается или модель поведения которых ему близка, просто по разным причинам он отрицает их наличие, чтобы казаться взрослым. На этом этапе важно донести, что в межличностных отношениях главное уважительно относиться к друг другу, стараться ставить себя на место оппонента, чтобы понять его мотивы и чувства. Чтобы развить эти навыки, постарайтесь обсуждать с ребенком его и свои чувства. Это поможет ему распознавать чужие эмоции, быть более благосклонным к чужим переживаниям и проблемам, понимать свои чувства.
Если у вашего ребенка наступил период “я самый умный” постарайтесь не критиковать его точку зрения, а дать больше поддержки. Порой такое поведение связано с низкой самооценкой, когда поведением пытаясь возвыситься и доказать окружающим, что ты лучше всех.