На вопрос, с какого возраста можно оставлять детей одних дома, однозначного ответа не существует. Со стороны закона в РФ нет никаких ограничений на этот счет. А если говорить о психологической составляющей, то все зависит от конкретного ребенка. Чтобы самостоятельное нахождение дома не обернулось огромным стрессом для ребенка и большими проблемами для семьи, важно:
- Подготовить младшего члена семьи психологически. Не так, что вы неожиданно говорите, мол, завтра ему придется побыть одному несколько часов. Школьник может не испугаться заранее, но начать паниковать по факту. Такому значимому шагу должны предшествовать совместные обсуждения. И, конечно, если ребенок начинает плакать из-за одной только беседы об этом, значит он пока не готов.
- Напомнить основную информацию. Ребенок должен наизусть знать собственные, ФИО родителей и людей из «круга своих», адрес (и в этой ситуации). Еще необходимо повторить номера телефонов полиции, скорой, пожарной, газовой службы, а также хотя бы одного из взрослых.
- Проговорить базовые правила безопасного поведения дома. Что дверь можно открывать только людям, входящим в «круг своих». Что зажигалки и спички – не игрушки, лекарства – опасные вещества, трогать вентель газа запрещено, открывание окон тоже под запретом и пр. Но всегда объясняйте, почему нельзя делать те или иные вещи, рассказывайте о возможных последствиях.
- Обсудить разные возможные ситуации и порядок действий в случае их возникновения. От настойчивого стука постороннего в дверь до затопления или пожара.
- Подготовить дом. Чтобы ребенку не пришлось самостоятельно втыкать вилки в розетки, заранее подключите необходимую технику: ПК, телевизор, микроволновку. Если школьник помладше, можно оставить теплые еду и питье в термосах или то, что разогревать не нужно. Все опасное уберите в труднодоступные места: спички и зажигалки, лекарства, бытовую химию, ножи, лезвия и пр. Хрупкие предметы тоже желательно переставьте подальше. Окна плотно закрыть (лучше, когда установлены стеклопакеты со спецзамками). Провода необходимо спрятать. Хорошо, если они протянуты за плинтусами. Наклейте стикеры с напоминаниями (телефонами и др.).
- Обеспечить и научить пользоваться средствами связи. Он должен уметь совершать вызов не только через кнопку быстрого набора (но для удобства настройте). Не забудьте зарядить свой и мобильный телефон младшего члена семьи. И стационарный – в случае наличия проверьте на работоспособность.
- Потренироваться. С первого раза надолго не оставляйте ребенка одного. Начинайте с небольших интервалов времени, постепенно их увеличивая: 15, 30, 60 минут и т.д.
- Договориться. Сообщите ребенку, куда вы идете и когда вернетесь. Выполняйте обещания: если опоздание на 1 – 2 минуты не сыграет большой роли, то задержка на 10 – 15 минут может серьезно напугать ребенка. И на воспитании пунктуальности это скажется не лучшим образом.
- Поддерживать связь. Периодически звоните ребенку. Чем школьник младше, тем чаще делайте это. Если отсутствие взрослых будет длительным, попросите кого-то из близких проведывать.
Нахождение без старших – важный этап взросления. Чтобы он прошел максимально гладко, с раннего детства разговаривайте о правилах безопасного поведения дома.