Наша школа «Стоп Угроза» часто пишет о том, что мир не черно-белый. Строгих правил, от которых никогда и не при каких обстоятельствах не может быть отступлений, не так много. И это многообразие жизни даже в вопрос уважения взрослых вносит свои коррективы.
Давайте начистоту: уважение к старшим – это, конечно, хорошо и важно, но, когда речь не идет о собственной безопасности. А как показывают многие истории, иногда детям как раз не хватает внимания к себе, а не к старшим. Боясь расстроить взрослых, привлечь внимание людей вокруг, наконец, стесняясь просто сказать «нет» тому, кто старше, ребенок оказывается в опасности. Поэтому сегодня хотим напомнить некоторые меры, которые помогут детям найти эту границу между уважением к старшим и заботой о самом себе.
1. Наглядно покажите ребенку, кому и насколько можно доверять.
Нарисуйте «круги доверия». Возьмите цветные карандаши или фломастеры, нарисуйте сначала небольшой круг. В середине него пусть ребенок напишет «Я», закрасит его любимым цветом. Следующий круг тоже рисуем одним из любимых цветов, им же закрашиваем. Внутри пишем имена самых близких: мамы, папы, тех, кто входит в «круг своих» (кому вы без сомнений готовы доверить жизнь своего ребенка). После рисуем другие круги: друзей, знакомых и так далее. Обязательно включите в какой-то круг воспитателей, учителей, тренеров, руководителей кружков. Чем более «небезопасные» для ребенка будут люди, тем дальше от круга «Я» должны быть круги, в которые они включены. И наоборот: те, кому ребенок может доверять больше, будут ближе к кругу «Я».
2. Распишите степени близости, которая возможна с людьми из разных «кругов доверия».
Прям там же, в кругах, пусть ребенок отметит, кто может его гладить, обнимать, целовать (только люди из самого близкого круга, «круга своих»). И только с этими людьми ребенок может куда-то ходить. Здороваться и разговаривать можно со знакомыми взрослыми. Ребенок имеет полное право не реагировать ни на какие слова людей, которые ему незнакомы. Или же может кратко ответить как-то так: «Я вас не знаю и разговаривать не буду», «Нет».
3. Донесите до ребенка важные моменты, касающиеся личных границ и общения с чужими.
Посторонние взрослые не должны трогать, звать куда-то с собой, дарить что-либо, пытаться заговорить. Они просто не подходят к детям, которые без родителей. Безусловно, это немного утрированные формулировки, но именно они должны звучать в разговоре с детьми.
Мы понимаем, что, возможна ситуация, когда адекватный взрослый видит, что ребенок в беде и желает помочь, и она – исключение. Но, прежде чем погружать ребенка в детали исключительных случаев, которые иногда преподносит жизнь, нужно убедиться, что он усвоил основные правила безопасного поведения с посторонними.
4. Незнакомые взрослые не должны просить детей о помощи.
Даже слезные просьбы посторонних взрослых о помощи – не повод идти с ними куда-то! Взрослый обращается ко взрослому.
Есть хорошие и плохие люди. И вторые внешне чаще всего никак не отличаются от первых. Они, наоборот, стараются выглядеть максимально доброжелательно, проявляют внимание. Ребенок должен усвоить, что опасные люди пытаются слиться с окружающими, поэтому и одежда у них самая обычная. Преступники просто не рискнут выделяться из толпы (особенно учитывая то, что сейчас во многих местах установлены камеры видеонаблюдения).
5. Потренируйтесь, задавая разные вопросы.
Причем, не только находясь дома, но и на улице, увидев разных прохожих. Попросите ребенка сказать, как, по его мнению, выглядит злой человек. К кому бы ты обратился, если бы потерялся и почему? Как ты думаешь, можно ли идти куда-то с человеком, который говорит, что его близкому срочно нужна помощь? Ответы ребенка помогут понять, насколько он доверчив. Как сильно на его решение может повлиять информация о том, что кто-то в беде (котенок, «сын» неизвестного прохожего и т. д.). Наконец, как хорошо он усвоил все то, о чем вы говорили ранее.
6. Будьте последовательны и научите ребенка говорить «нет».
Мы понимаем, что иногда очень хочется чмокнуть, обнять лишний раз. Но если ребенок сейчас не испытывает такого же желания, не обижайтесь. Он должен четко знать, что его тело принадлежит только ему, и даже мама не должна настаивать на физическом контакте (конечно, речь не идет о необходимых медицинских манипуляциях). Для формирования здоровых личных границ крайне важно, чтобы их не нарушали даже самые близкие.
7. Устраивайте практические уроки безопасности и принимайте активное участие в них.
Например, чтобы научиться кричать, зовя на помощь, можно сначала выезжать за город, делать это вместе там. Затем уже в городе можно продолжить. Но во время таких тренировок кричите не «Помогите!», а что-то другое, чтобы ребенок понимал, что ради баловства это слово не кричат.
8. Напомните, что постороннему человеку, пытающемуся куда-то увести, нужно давать отпор. Кусаться, драться, делать все то, что поможет убежать.
9. Поощряйте уверенное поведение ребенка при контакте с посторонними.
Если какая-нибудь малознакомая пожилая соседка решит пожаловаться вам из-за того, что ребенок не стал с ней разговаривать, не ругайте его. Это точно та ситуация, в которой ребенок поступил правильно, и следует его похвалить.
10. Исключите из своего общения с детьми некоторые вредные фразы.
Такие, как «Ты почему перечишь старшему?!», «Что о тебе подумают окружающие?» и прочие подобные.
Каждый родитель мечтает воспитать вежливого ребенка. Но правило «свой-чужой» играет огромную роль в вопросах детской безопасности, а ребенок не должен стремиться угодить всем из-за норм приличия. И на наших тренингах мы учим, как оставаться культурными, но не в ущерб себе. Давайте вместе позаботимся о том, чтобы дети не становились жертвами установки «взрослых нужно уважать».