В жизни детей есть разные этапы взросления, проявляющиеся и в бытовых вещах. Сегодня хотим поговорить о том, на что можно ориентироваться, давая ребенку чуть больше самостоятельности в тех или иных обыденных ситуациях.
Можно оставлять дома одного, если…
- Если ребенок знает основную информацию: собственные и ФИО родителей, номер хотя бы одного родителя, домашний адрес, а также телефон 112. Ниже это же повторять не будем, просто помните, что нельзя говорить о самостоятельности ребенка, если он не знает наизусть такую информацию.
- Если ребенок умеет пользоваться домашним и мобильным телефонами.
- Если ребенок знает, и вы вместе отрабатывали базовые правила безопасного поведения дома. Что дверь можно открывать только людям из «круга своих» (даже человеку в полицейской форме – нельзя). Понимает, что со спичками и зажигалками нельзя играть, а лекарства – вовсе не конфетки. Что открывать окна без взрослых небезопасно и так далее.
- Если вы подготовили дом. Убрали подальше бытовую химию, медикаменты, легковоспламеняющиеся предметы. Подключили в розетку технику, которая может понадобится ребенку: ТВ, микроволновку, чайник. И сделали прочее по дому, что поможет обезопасить ребенка во время его нахождения без взрослых.
- Если уже оставался один ненадолго. Например, вы ходили к соседке за солью, а там «случайно» задерживались на пару минут за беседой. Уходили в магазин за хлебом уже минут на 15. В какой-то другой раз – на подольше на стрижку. То есть отлучаться из дома нужно, постепенно увеличивая время.
- Если вы готовы держать слово, данное ребенку, и всегда на связи. Если пообещали быть через час дома, пожалуйста, будьте. И на звонки отвечайте, на смс. Понятно, форс – мажоры (задержки) могут случаться, но тогда хотя бы предупредите, что будете минут на 10 позже.
На что ориентироваться перед отправкой в школу или же в магазин «за хлебом».
- Местоположение. Смотрите, сколько дорог нужно будет перейти (насколько они оживленные), хорошо ли освещен путь, нет ли достаточно безлюдных мест на маршруте, не придется ли ехать на транспорте.
- Знание и соблюдение правил ПДД ребенком.
- Умение ребенка пользоваться мобильным. На нем, кстати, хорошо бы настроить быстрый набор на номера людей из «круга своих».
- Четкое соблюдение правила «круг своих». Это когда ребенок ни под каким предлогом не согласиться пойти куда-то с человеком, который в этот самый «круг своих» не входит.
- Знание и соблюдение школьником правил безопасного поведения в лифте и подъезде.
Как понять, готов ли ребенок к путешествиям без родителей?
Давайте честно: иногда тот же самостоятельный перелет ребенка – это не прихоть, а необходимость. Но также поездки детей зачастую связаны с их увлечениями: танцами, гимнастикой, футболом и прочим. Сегодня мы лишь кратко обозначим некоторые моменты, которые помогут сориентироваться в этом вопросе.
- Планируя такую поездку, обязательно познакомьтесь с правилами перевозчика, гостиниц и законодательными нормами.
- Обговорите: как раз потому, что мир не черно – белый, поездки детских групп в сопровождении учителей или тренеров – это нормально. Это мы к чему: мало у кого учитель настолько близкий семье человек, что входит в «круг своих». Но с ним же, если куда-то идет или едет класс, мы отпускаем. Вот про эту разницу между совершенно посторонним дядей, который зовет, чтобы помочь достать котенка, и учителем, который ведет на мероприятие группу детей (делаем акцент на этом), и нужно рассказать. Кстати, тренеры школы детской безопасности «Стоп Угроза» уделяют большое внимание формированию здоровой бдительности у детей, показывая жизнь, как она есть, на примерах.
- Вспомните, оставался ли ребенок без вас надолго. На несколько дней у родственников. На один – с ночевкой у друга. Если знаете о поездке заранее, попрактикуйте нахождение ребенка без вас, постепенно увеличивая интервалы времени.
- Если самостоятельная поездка ребенка неожиданная, но необходимая, просто честно поговорите. И детально расскажите, как все будет. Что «здесь я тебя провожу и посажу на поезд», что «там тебя встретит тетя Люба». Что «я всегда буду на связи» («кроме времени твоего полета»: предупредите об этом, если транспорт – самолет). Объясните, почему эта поездка так необходима: «родной, я бы очень хотела поехать с тобой, но не могу, потому что…». В общем, мы не сомневаемся, что вы найдете самые нужные слова для того, чтобы эта поездка стала менее стрессовой для ребенка. Просто будьте честны.
- Не наводите панику сами. Понимаем, это волнительно, когда дети едут куда-то без нас (знали бы они, как часто мамы в переживаниях, где же носит эти пяточки). Но ребенок все чувствует, поэтому постарайтесь не передать ему этот страх.
- Расскажите сопровождающему о важных вещах, касающихся ребенка:
о хронических заболеваниях (+ отдайте сопровождающему лекарства, которые должны всегда быть под рукой или же которые нужно пить регулярно);
об аллергии;
о привычном режиме дня;
об обязательных занятиях: о тех же онлайн-встречах с логопедом или преподавателем каким-то;
о страхах;
о вкусовых предпочтениях: чтобы его не заставляли есть то, что он прям не любит.
И едва ли не самое важное: посмотрите, относится ребенок к затее с энтузиазмом или же дико боится.
Нам не рассмотреть в материале все ситуации, которые возможны, к которым, воспитывая у ребенка самостоятельность, хорошо бы подготовиться. Но, согласитесь, даже небольшие подсказки – отличное подспорье на пути воспитания детей.