Есть правила безопасного поведения, которые более или менее актуальны для детей из разных семей. Та же информация о том, что обязательно нужно брать с собой в лес, хоть и полезна, но не первой важности. Например, если ребенок живет в крупном городе, а родители – не любители отдыха на природе. А вот умение вызывать скорую – то, что может пригодиться абсолютно каждому ребенку. И очень важно учить детей этому. Подсказываем, как:
- Выучить с ребенком наизусть номера телефонов спасательных служб. 101 – пожарная, 102 – полиция, 103 – скорая, 112 – единый номер. Если у вас дома есть и стационарный телефон, тогда расскажите ребенку, что, звоня с него, набираем все то же самое, но без «1» (за исключением номера 112). На 112 вызовы проходят и с домашних, и с мобильных и даже с телефонов-автоматов при одинаковом наборе. В единую службу 112 можно дозвониться даже в местах, где нет сети, при нулевом и отрицательном балансе, при заблокированном телефоне. Чтобы ребенку было проще запомнить указанные номера (и для подстраховки) запишите их и повесьте на видном месте дома.
- Выучить наизусть основные личные данные. Свои и ФИО родителей, а также домашний адрес. И снова записываем, а затем располагаем на видном месте: и для лучшего запоминания, и для надежности.
- Показать, как открывать дверь. Но обязательно напомнить, что даже людям, которые представляются сотрудниками перечисленных выше служб, можно открывать, только если об этом попросил кто-то из домашних или ты сам вызвал их! Злоумышленники могут притворяться работниками скорой или полиции. Поэтому обязательно обращаем внимание на этот значимый момент.
- Выучить названия хронических заболеваний людей, проживающих с ребенком. Мы не говорим, что детям нужно просмотреть и зазубрить все страницы медкарт родных, проживающих с ними в одном доме. Но рассказать о том же диабете у бабушки, сердечной недостаточности у дедушки или ином серьезном заболевании у близких стоит. Как и информацию из предыдущих пунктов, можно записать. Ведь если ребенок, позвонив в скорую, еще и назовет уже имеющийся диагноз, больше вероятность, что диспетчер не примет звонок за шалость. Да и прибывшие врачи быстрее сориентируются, какие меры предпринять, зная об имеющемся у человека заболевании.
- Объяснить, почему операторы перечисленных служб иногда не верят детям. Договориться, что ради баловства ребенок никогда не звонит ни в скорую, ни в пожарную, ни в полицию, ни по единому номеру 112. При этом обговорить, что не нужно стесняться и звонить вновь, если при первом звонке диспетчер службы не поверил в сказанное.
- Обсудить некоторые неотложные состояния, при которых человек не может вызвать скорую самостоятельно. Не считайте такую информацию чрезмерной. Мы совсем не призываем в красках описывать, почему они происходят и каковы возможные последствия. Но, поверьте, ребенку и в эмоциональном плане будет куда проще столкнуться с ситуацией, о которой родные ему ранее рассказывали.
- Потеря сознания. Она случается по разным причинам: угрожающим и не угрожающим жизни. В такие детали, конечно, погружать ребенка не стоит. Но о том, что это может произойти с каждым, ему необходимо знать.
- Острая аллергическая реакция. Особенно если в семье есть люди, склонные к аллергии. Что человек может начать задыхаться, краснеть, может появиться отечность и слезливость.
- Проблемы с сердцем. Болезней сердца множество, острые состояния могут проявляться абсолютно по-разному: спутанность речи, потеря ориентации, невозможность пошевелиться и прочее. Но при болях в сердце люди, и правда, нередко «хватаются» за него (это может стать внешней подсказкой для ребенка).
- Острые отравления. Иногда человек в такой ситуации просто не в состоянии встать с постели, выйти из санузла, сделать хоть что-то самостоятельно. Расскажите про основные признаки отравления, ведь они тоже станут подсказкой для ребенка: боли в животе, тошнота, рвота, понос.
Все возможные неотложные состояния, конечно, не предугадать, а ребенку не заучить. Но даже небольшой ликбез на эту тему не помешает.
Описанные нами сегодня знания и навыки помогут ребенку быстрее и правильнее среагировать в экстренной ситуации, требующей вызова врача себе или близким. При этом полученный стресс будет меньше, чем если бы он не знал, как себя вести в таком случае.